14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занижение таможенной стоимости ответственность

Публикации

Когда импортеру выгодно завышать или занижать цену ввозимого товара

VEGAS LEX_Лавров_ПНП_09.2013

Для импортеров величина таможенной стоимости товара ввозимого на территорию России имеет особое экономическое значение. Поскольку влияет и на размер таможенных платежей, и на сумму налогов, подлежащих уплате при дальнейшей реализации товара. Очевидно, что импортеры заинтересованы в том, чтобы таможенные платежи и ввозные налоги были минимальны.

Не секрет, что компании имеют достаточно много возможностей варьировать цену ввозимого в Россию товара. В результате, таможенная стоимость может оказаться как ниже реальной, так и выше. Оба шага позволяют снизить налоговую нагрузку по какому-то одному параметру, одновременно повышая ее по другому. Проанализируем, в каких ситуациях тот или иной способ манипулирования ценой импортируемого товара является наиболее выгодным с точки зрения налоговой экономии.

Импорт товара по заниженной стоимости позволит снизить таможенные платежи и ввозной НДС

Практика занижения таможенной стоимости ввозимых товаров очень популярна. Это делается для того, чтобы уплачивать как можно меньшие суммы таможенных пошлин, НДС и акцизов.

Таможенные платежи снижаются, так как их тариф, чаще всего, устанавливается в процентах к таможенной стоимости ( ст. 71 ТК ТС ). А в соответствии с пунктом 3 статьи 64 ТК ТС декларант определяет ее самостоятельно, ориентируясь, прежде всего, на цену сделки ( п. 1 ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров от 25.01.08 ). Поэтому, занижая цену товара, импортеры снижают и размер таможенных пошлин.

Кроме того, операции по ввозу товаров на территорию России являются самостоятельным объектом обложения НДС ( подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ). Налоговой базой по НДС при этом выступает таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму уплаченных таможенных пошлин и акцизов ( ст. 160 , п. 5 ст. 166 НК РФ). Следовательно, занижение ввозной стоимости, снизит и сумму НДС по импорту.

Вместе с тем при занижении стоимости товара соответственно уменьшаются и суммы налоговых расходов на его приобретение. Ведь принять к учету данный импортируемый товар можно будет только по той цене, которая указана в договоре. Отметим, что таможенные пошлины импортер также учитывает в составе своих налоговых расходов ( подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Искусственное снижение этих платежей в дальнейшем также увеличит налогооблагаемую прибыль. К тому же, и вычет НДС возможен только в размере, уплаченном при ввозе товара на территорию России.

Следовательно, при дальнейшей реализации по рыночной цене товара, ввезенного по заниженной таможенной стоимости, импортеру придется платить НДС и налог на прибыль в повышенном размере. Кроме того, при использовании такого способа налоговой оптимизации существуют риски принудительной корректировки таможенной стоимости в сторону увеличения. В результате корректировки таможенники могут доначислить компании таможенные пошлины и пени.

Более того, корректировка таможенной стоимости товара и соответствующей ей суммы НДС является основанием для уточнения ранее заявленных вычетов. Однако как показывает судебная практика, таможенникам крайне редко удается отстоять в суде правомерность корректировки таможенной стоимости (к примеру, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.05.13 № А32-4510/2012 , от 21.08.12 № А32-14940/2011 ).

Завышение стоимости позволяет сэкономить на налогах при последующей перепродаже

Альтернативный метод налоговой оптимизации при импорте заключается в искусственном завышении таможенной стоимости. При этом импортер оставляет значительную часть прибыли за пределами страны, например в офшоре. В результате в дальнейшем товар перепродается на территории России с минимальной наценкой или даже с убытком, что позволяет импортеру экономить налог на прибыль и НДС.

Основным недостатком данного способа оптимизации является симметричное увеличение сумм таможенных пошлин и ввозного НДС. Несмотря на то, что этот НДС будет впоследствии принят к вычету, вся сумма ввозного налога подлежит уплате на таможне. Что приведет к временному отвлечению денежных средств из оборота компании. Если речь идет об импортере на упрощенке, то завышение таможенной стоимости может повлечь для него негативные налоговые последствия. Поскольку принять к вычету уплаченный на таможне НДС он не сможет.

Кроме того, при завышении таможенной стоимости возникают риски предъявления претензий со стороны налоговиков. Зачастую проверяющие заявляют о необоснованности расходов по внешнеэкономической сделке. Налоговые риски усугубляются в тех случаях, когда импортер заявляет НДС к возмещению. Или передает ввезенный товар на реализацию посреднику по агентскому договору. И хотя контролерам редко удается отстоять свою позицию в суде, риски возникновения судебных споров исключать нельзя (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.04.11 № А56-53338/2010 , от 16.09.11 № А56-74384/2010 , от 05.04.12 № А56-2423/2011 , от 25.07.12 № А56-21695/2011 ).

Импортер-упрощенец теряет на НДС, но выигрывает по налогу на прибыль

Обязанность по уплате НДС при ввозе товаров, как из стран-участниц Таможенного союза, так и из других государств возникает у импортера даже в том случае, если он применяет специальный налоговый режим ( п. 3 ст. 346.1 , п. 2 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Или имеет право на освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ ( п. 1 ст. 2 Протокола ). При этом уплаченные при ввозе суммы налога спецрежимник не сможет принять к вычету (письма Минфина России от 23.11.12 № 03-07-08/329 , Минэкономразвития России от 27.07.11 № ОГ-Д05-627 ).

Упрощенец с объектом « доходы минус расходы » может учесть уплаченный НДС в составе своих расходов ( письмо УФНС по г. Москве от 03.08.11 № 16-15/075978@ , подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ). Причем чиновники настаивают на том, что уплаченные при импорте товаров суммы НДС могут быть учтены в расходах только по мере реализации этих товаров ( письмо от 24.09.12 № 03-11-06/2/128 ). Кроме того, в уменьшение налоговой базы суммы НДС относятся после их фактической уплаты ( подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ ).

Несмотря на то, что доходы от последующей реализации будут облагаться единым налогом по более низким ставкам, чем ставка налога на прибыль, потеря НДС серьезна. Таким образом, для упрощенца, даже с базой « доходы минус расходы » выбора нет — завышать таможенную стоимость невыгодно.

Применяя УСН с объектом «доходы», импортеру выгоднее занижать таможенную стоимость

Проведем анализ налоговых последствий изменения таможенной стоимости на конкретном примере. В качестве импортера возьмем компанию на общей системе и на УСН.

На цифрах. Предположим, что в III квартале 2013 года импортер приобрел 1000 мобильных телефонов по цене 50 евро за штуку. Товар был ввезен в Россию в рамках внешнеэкономического контракта с немецким производителем. Согласно данным Единого тарифа Таможенного союза ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5 процентов от таможенной стоимости (код 8517 12 000 0, раздел XVI Приложения к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.12 № 54 ).

Курс валюты составляет 43,83 руб. за евро. В III квартале 2013 года весь товар был продан импортером, оплата от покупателей поступила в полном объеме. При этом товар реализуется в России по цене 4,1 тыс. руб. за штуку. Соответственно, выручка от перепродажи товаров в России составляет 4100 тыс. руб, в том числе НДС — 18 процентов. Переход права собственности и оплата товара происходят в один день.

Рассмотрим три возможных варианта формирования таможенной стоимости:

▪ Таможенная стоимость, соответствующая реальной цене товара: 50 евро х 1000 единиц х 43,83 руб. = 2192 тыс. руб.
▪ Таможенная стоимость, заниженная на 50 процентов: 25 евро х 1000 единиц х 43,83 руб. = 1096 тыс. руб.
▪ Таможенная стоимость, завышенная на 50 процентов: 75 евро х 1000 единиц х 43,83 руб. = 3287 тыс. руб.

Расчет выгодного варианта определения таможенной стоимости при импорте, тыс. рублей

Уклонение от уплаты таможенных платежей — состав преступления, способы и ответственность

При перемещении товаров через границу необходимо делать денежные отчисления в бюджет Российской Федерации. Если этого не сделать, то такой поступок может быть расценен в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей, за что предусмотрены штрафные санкции, а в некоторых случаях — уголовное преследование. Уголовное преследование возможно, когда размер платежей составляет более 1.000 МРОТ, в остальных случаях предусмотрено административное наказание.

Обязанность уплаты таможенных платежей

Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:

  • Основная таможенная пошлина на товары.
  • Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
  • Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.

Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».

При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:

  • при подаче таможенной декларации,
  • перед подачей декларации.

В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Способы уклонения

Основные способы уклонения:

  • Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
  • Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
  • Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).

Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).

Ответственность за нарушения уплаты и за неуплату

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность. В большинстве случаев административная ответственность наступает, если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ (напомним, что 1 МРОТ во второй половине 2017 года составляет 7.800 рублей), а сама административная ответственность регулируется статьей 16.22 КОаП. Фактически эта статья говорит не столько об уклонении, сколько о нарушении порядка оплаты или просрочке уплаты таможенных платежей.

Если всё-таки действия подпадают под эту статью, то придётся заплатить штраф в зависимости от юридического статуса:

  • Вы частное лицо — штраф составит 500 — 2.500 рублей.
  • Вы должностное лицо — штраф составит 5.000 — 10.000 рублей.
  • Вы юридическое лицо — штраф составит 30.000 — 50.000 рублей.

Статья 194 Уголовного Кодекса РФ

Если же размер ущерба превышает 1.000 МРОТ (то есть это преступление относится к категории крупных и особо крупных), то такое правонарушение может подпасть под статью 194 УК РФ. Основные признаки статьи 194 УК РФ следующие:

  • Объективная сторона преступления — это действие или бездействие человека, которое может проявляться по-разному. Это может быть укрытие товара, занижение его реальной рыночной стоимости (указание неправильных цифр в декларации, подделка документов и так далее), предоставление неверной информации, чтобы занизить налогооблагаемую базу либо полностью освободиться от уплаты налогов.
  • Субъективная сторона — это умысел. Иначе говоря, человек прекрасно понимает, что его поступки нарушат законодательство, повлияв на размер таможенных платежей, но он все равно желает уклониться. На момент совершения преступления человеку должно быть более 16 лет.
  • Достигнутый результат не имеет значения. Преступление считается оконченным в момент совершения действия или бездействия, что приводит к уклонению от уплаты платежей.

Для того, чтобы правильно рассчитать платежи начинающему бизнесмену надо знать порядок исчисления таможенных платежей. Опытные участники ВЭД настоятельно советуют производить расчёты самостоятельно.
Что такое генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей подробнее здесь. Это удобный инструмент для предпринимателей, заключивших долгосрочный контракт на поставки товаров.

Наказание за уклонение по УК

Наказание здесь следующее:

  • Если размер ущерба находится в пределах 1.000 — 3.000 МРОТ (то есть, преступление относится к категории крупных), то основное наказание — это штраф, который составляет 100.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы или любого другого дохода за предыдущие 2-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 2 лет), лишение свободы (до 2 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 3.000 МРОТ (преступление относится к категории особо крупных) либо преступление совершено по предварительному сговору, то в таком случае предусмотрен штраф в размере 300.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы, или любого другого дохода, за предыдущие 1-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 5 лет), лишение свободы (до 5 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Или преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, то в таком случае человека лишают свободы (от 5 до 10 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.
  • Если размер ущерба равен или составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Либо преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, а само преступление совершено организованной группой, то в таком случае человека лишают свободы (от 7 до 12 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.

В ряде случаев возможно освобождение от уголовного преследования, если преступник:

  • раскаялся,
  • способствовал следствию,
  • готов возместить все убытки.

В заключение

Если вы перевозите через границу какие-либо товары, то следует уплатить таможенные пошлины. Если же вы попытаетесь обойти закон (например, не сообщите всю информацию о товаре, подделаете документы и так далее), то вы будете нести административную или уголовную ответственность.

Если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ, то наказание будет административным и составит не более 50.000 рублей (а в большинстве случаев вы можете отделаться штрафом в размере 500 — 2.500 рублей, если вы являетесь частным лицом). Если же размер ущерба превысит 1.000 МРОТ, то вы будете нести уголовную ответственность (статья 194 УК РФ).

Дополнительная информация об ответственности за уклонение от уплаты платежей в этом видео:

По статье 194 УК РФ предусмотрены следующие наказания — крупные штрафы, общественные работы, лишение свободы и некоторые другие наказания.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Телефон за три копейки

И обратила внимание Федеральной таможенной службы на проблему занижения таможенной стоимости товаров. «К сожалению, сегодня, в условиях снижения импорта, такие примеры наши контрольные мероприятия подтверждают. Речь о дорогостоящем технологическом оборудовании, зерноуборочных комбайнах, автопогрузчиках, сельхозтехнике, электронной технике. Также имеет место и занижение стоимости при экспорте, особенно это касается водных биологических ресурсов, лома металлов, самих металлов», — сказала глава СП РФ.

Да, ситуация в экономике сейчас не радужная. В прошлом году объем внешнеторгового оборота РФ снизился на 7%, в том числе по импорту — на 9,2%. В начале года стало еще хуже: в январе-феврале минус 29 и 38% соответственно. У государства падают сборы в бюджет, у бизнеса — оборотные средства. И у того, и у другого каждая копейка на счету. Бизнес старается сэкономить, на чем только можно, а государство — законными методами «стрясти» с него как можно больше. «В связи со снижением собираемости таможенных платежей мы в 2015 году ожидаем более жесткие требования со стороны ФТС к вопросу таможенной стоимости, — сообщил «РГБ» коммерческий директор FM Logistic Customs Алексей Мисаилов, — а в 2014-м 98% выпущенных нами деклараций приняты без корректировок таможенной стоимости (КТС). Здесь многое зависит от полноты пакета документов, предоставленных бизнесом, и профессионализма таможенного представителя. К сожалению, определенную роль играет место проведения таможенных процедур. Например, для доказательства таможенной стоимости в портовых таможнях (Владивосток, Новороссийск, Санкт-Петербург) необходимо предоставить больший пакет документов, нежели при оформлении такой же партии товаров в Москве или Смоленске».

«Вопрос КТС очень больной. Это следствие довольно спорной политики таможни работать по профилям риска, — считает профессор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Андрей Голубчик, — в этих профилях за ориентир берутся самые крупные цифры пошлин, уплаченные за конкретную товарную номенклатуру. И эти часто ничем не обоснованные цифры становятся индикатором, ниже которого размер инвойсной стоимости товара практически невозможно пропустить к оформлению».

«Да, бизнес очень часто сетует, что таможня якобы неправомерно проводит КТС. Увы, самое большое количество конфликтов и судебных разбирательств с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) происходит именно по этому вопросу, — сообщила «РГБ» статс-секретарь — заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева. — Определение и контроль таможенной стоимости — это самый сложный и наименее формализованный сегмент в таможенном администрировании».

Согласно международному таможенному законодательству и законодательству ЕАЭС, существует шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с ввозимыми, идентичными, однородными товарами, методы вычитания и сложения стоимости и резервный метод. Самый приоритетный — первый, по цене контракта. Но ведь понятно и младенцу, что в контракте можно указать абсолютно любую сумму! Если возникают сомнения в адекватности указанной в декларации цены, таможня начинает последовательно применять следующие методы: сравнивать цену товара с идентичными, анализировать цену уже выпущенного в оборот товара, вычитая из нее торговые и транспортные наценки и т.д. Это процесс длительный и сложный.

«Чтобы отказать участнику ВЭД в применении первого метода, инспектор должен иметь очень сильные доводы, — поясняет Татьяна Голендеева, — он не может корректировать таможенную стоимость лишь потому, что ему так захотелось. А только если видны откровенные факты ее занижения. Например, когда ввозимое изделие декларируется дешевле, чем сырье, из которого оно сделано».

Прозвучит невероятно, но несколько лет назад на одной из таможен Дальнего Востока импортер предъявил к оформлению китайские цельнометаллические термосы по. 1,5 долл. за штуку. При том, что 1 кг нержавейки, из которой они сделаны, стоил в три раза дороже. После логичной в такой ситуации КТС участник ВЭД подал на таможню в суд и вернул-таки доначисленные таможенные платежи!

Кстати, на Дальнем Востоке суды по итогам КТС поставлены на поток, интересы импортеров представляют юристы, набившие на таком бизнесе (им причитается 10-15% от возвращенных заявителю средств) руку. Большинство дел таможня, увы, проигрывает. «Это происходит из-за отсутствия в нашем законодательстве понятия минимальных цен», — считает Татьяна Голендеева. И судебные прецеденты здесь не играют на руку таможне. «Грамотные и упорные участники ВЭД, в основном крупные игроки рынка с иностранным участием, выигрывают споры почти всегда. И если компания однажды стала победителем, то дальше, пока не изменилась номенклатура ввозимого товара, КТС ей уже не страшна», — подчеркнул Андрей Голубчик.

Случаи занижения таможенной стоимости в основном касаются товаров, облагаемых высокой ввозной пошлиной. Это как раз те самые машины и оборудование, лаки-краски, картон и бумага, крепежная арматура, химические волокна, полимеры и т.д. — всего по контролю стоимости существует около 140 общероссийских профилей риска. При экспорте вопрос стоит не столь остро, поскольку пошлины на большинство вывозимых товаров зависят от веса, а не стоимости. КТС случаются и в меньшую сторону: в основном на биржевые товары.

Не совсем убедительны упреки бизнеса в адрес таможни, что с помощью КТС она выполняет план по сбору платежей в казну. Так, в прошлом году взысканные пошлины и налоги по результатам КТС составили 0,3% от поступлений, администрируемых таможенными органами, в бюджет (см. диаграмму).

Конечно, не все участники ВЭД утверждают, что таможня «зверствует», проводя КТС. «Если везти груз «в белую», то при грамотном декларировании корректировки практически исключены», — говорит гендиректор фирмы «Дайманта» Дмитрий Плющев. «Однажды мы воспользовались сервисом нового морского перевозчика, и стоимость поставляемого товара оказалась существенно ниже, что вызвало интерес таможни, — отмечает исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин, — но, собрав подтверждающий пакет документов, мы доказали правильность стоимости, и корректировки не возникло». Как сообщил замгендиректора «МАКСИЛОГ — Система комплексной логистики» Дмитрий Боклин, при тщательной подготовке документов до подачи декларации 98% из них выпускается по цене сделки. Руководитель отдела таможенного оформления и доставки товаров компании «Карго-Экспресс» Андрей Швырев назвал нам другую цифру — в среднем 80%, заметив, что чаще КТС случаются в конце квартала или года, когда таможня активизирует контрольные мероприятия.

Как известно, объем взысканных с участников ВЭД пошлин и налогов (то есть таможенных сборов) для подразделений ФТС России является контрольным показателем, то есть планируется на конец года. Доначисление платежей по итогам КТС — показатель лишь аналитический, объяснили «РГБ» в одной из российских таможен, и «гласного» плана «по отбору» инспекторам сверху не спускают. Но есть опасение, что в связи с падением торгового оборота такое может произойти. «Это будет очень грустно и для таможенников, и для участников ВЭД», — сообщил источник «РГБ».

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Как отмечалось, следующим за контрабандой по частоте совершения таможенным преступлением является уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Перечень таможенных платежей определен ст. 318 ТК РФ, в соответствии с которой таможенными платежами признаются обязательные к уплате ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы.

Количественным признаком предмета преступления является сумма неуплаченных таможенных платежей. Уклонение от уплаты таможенных платежей является уголовно наказуемым деянием, если признается совершенным в крупном размере, т.е. если в соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ их сумма превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере — 1 млн. 500 тыс. руб.

Преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, отличаются изощренностью способов их совершения и сокрытия, их многообразием.

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей подразделяются на две группы. Первая группа связана с незаконным изъятием товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. К ней относятся: а) недоставка товаров в таможню назначения; б) нарушение законодательства о таможенных режимах, предполагающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей; в) нарушение законодательства в сфере складских операций; г) неправомерное использование тарифных льгот по уплате таможенных платежей.

Вторая группа включает способы, связанные с недостоверным декларированием товаров и транспортных средств или иными действиями, направленными на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение. В частности, имеется в виду заявление недостоверных сведений: а) о таможенной стоимости товаров; б) о стране происхождения товара; в) о наименовании и коде товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности для товаров, имеющих сходные потребительские характеристики; г) о количестве товаров; д) иных сведений.

Анализируя предмет уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, следует отметить, что это деяние, как основной состав, уголовно наказуемо при условии совершения его в крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ (в редакции Федерального закона от 25 июня 1998 г. N 920-ФЗ) под крупным размером следовало понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышала одну тысячу минимальных размеров оплаты труда (1000 МРОТ x 1100 руб. = 1100000 руб.).

В настоящее время в соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей. Закон дифференцирует уголовную ответственность по ст. 194 УК по такому признаку предмета, как его размер (финансовый эквивалент), и по п. «г» ч. 2 ст. 194 ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере наступает в том случае, если сумма обязательного неуплаченного платежа превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Законодатель, изменяя размер предмета преступления, оценил повышенную опасность данного деяния. Так, по данным изучения уголовных дел, более 10% фактов уклонения от уплаты таможенных платежей совершены на сумму, превышающую 150 тыс. руб.

При определении крупного размера необходимо иметь в виду многочисленные таможенные льготы, на величину которых должна быть уменьшена сумма таможенных платежей. Так, в соответствии с таможенным законодательством они предоставляются представительствам иностранных государств и их работникам, консульским представительствам иностранных государств и членам их персонала, иностранным дипломатическим и консульским курьерам, представителям и членам иностранных государств, международных межправительственных организаций и т.д.

Кроме того, в соответствии с разделом VI Закона РФ «О таможенном тарифе» при осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот (тарифных преференций) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины, в исключительных случаях освобождения от пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как административное правонарушение в зависимости от обстоятельств дела по нормам КоАП России.

При изучении материалов уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей установлено, что наиболее распространенным способом совершения данного преступления является предоставление таможенным органам поддельных документов на товары. С применением данного способа совершается примерно 45% рассматриваемых преступлений. Чаще всего предоставляются документы, свидетельствующие о наличии оснований для оформления товаров в льготном порядке или содержащие другие недостоверные сведения, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей. В большей степени сказанное относится к транспортным средствам. Анализ уголовных и административных дел, рассмотренных судами Белгородской области в 1999 — 2002 гг., свидетельствует о том, что около 75% автомобилей, ввезенных из-за рубежа на территорию области в указанный период, легализованы с использованием поддельных таможенных документов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector