4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административная ответственность за проживание без регистрации

Ответственность за проживание без регистрации

Если фиктивная регистрация влечет уголовное наказание, то ответственность за проживание без регистрации устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях. Нарушение порядка и срока регистрации образует административное правонарушение. И вполне может повлечь применение административного наказания. Причем такую ответственность законодатель ввел не так давно – в 2014 году.

На сайте подробно освещены вопросы привлечения к административной ответственности. От возбуждения дела об административном правонарушении до обжалования постановления по делу. Общие принципы действуют и в случае выявления факта проживания без регистрации.

КоАП РФ: ответственность за проживание без регистрации

Проживание без регистрации, хоть взрослого, хоть ребенка, образует правонарушение. Поэтому существуют правила регистрации новорожденного по месту жительства. Упрощена регистрация по месту жительства несовершеннолетних. А для достигших 14 лет граждан действуют общие правила регистрации по месту жительства.

Ответственность за проживание без регистрации устанавливает ст. 19.15.1 КоАП РФ:

  • проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков – вл ечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц – от 250 000 до 750 000 руб.
  • если правонарушение человек жил в г. Москва, Санкт-Петербурге, штраф увеличивается – от 3 000 до 5 000 для граждан, от 5 000 до 7 000 руб. для нанимателей или собственников, от 300 000 до 800 000 руб. для юридических лиц.

Состав административного правонарушения за проживание без регистрации, за которое предусмотрена ответственность

Каждое правонарушение характеризует совокупность обязательных элементов (состав). При отсутствии состава административного правонарушения человек не подлежит ответственности.

Объект нарушения – отношения в сфере управленческой деятельности. А именно, отношения регистрационного учета граждан Российской Федерации.

Объективная сторона – проживание без регистрации. Гражданин РФ обязан в течение 7 с момента изменения места жительства подать заявление о регистрации по месту жительства и документы к нему. В случае, если жилье является местом пребывания, при нахождении в нем более 90 дней он обязан оформить временную регистрацию. Таким образом, это умышленное деяние в форме бездействия – отказ от регистрации. Но обратите внимание – именно в жилом помещении (Жилищный кодекс РФ). Проживание в нежилом помещении без регистрации не образует состав правонарушения. С 2019 г. в ряде случаев такая ответственность применима, когда не оформлена прописка на даче.

Субъект правонарушения – гражданин РФ, достигший 16 лет (проживающий без регистрации). Что касается собственников, то ими могут быть и иностранные граждане. Субъективная сторона – умысел, как прямой, так и косвенный.

Дети до 16 лет не являются субъектами административной ответственности. Но такими являются их родители, поскольку именно они обязаны подать документы на регистрационный учет.

Основания освобождения от ответственности

Есть общие основания освобождения от административной ответственности. В этом случае они применяются тоже. А примечание к ст. 19.15.1 КоАП РФ установило еще и специальные основания:

  1. человек проживает без регистрации по месту пребывания, а это жилое помещение находится в том же субъекте Российской Федерации, где он зарегистрирован по месту жительства
  2. в случае выявления факта проживания без регистрации по месту пребывания в г. Москве, Московской области, а гражданин зарегистрирован по месту жительства в Москве или Московской области
  3. гражданин проживает по месту пребывания в жилом помещении Санкт-Петербурга, Ленинградской области, при этом он зарегистрирован по месту жительства в Санкт-Петербурге или Ленинградской области
  4. человек находится по месту пребывания в Севастополе, в Республике Крым, при этом имеет регистрацию по месту жительства Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым
  5. если гражданин является супругом, ребенком (в том числе усыновленным), супругом детей, родителями (в том числе приемными), супругом родителя, бабушками, дедушками или внуками нанимателя или собственника жилого помещения. При этом такой наниматель или собственник имеет регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении
  6. если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к незарегистрированному лицу супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Как видите, освобождены от ответственности исключительно лица, которое проживает по месту пребывания. И имеет регистрацию по месту жительства в РФ.

За нарушение сроков подачи, составу документов для регистрации граждан ответственность устанавливает ст. 19.15.2 КоАП РФ. Про фиктивную регистрацию мы также разместили актуальную информацию.

Хотя считается, что регистрация по месту жительства, месту пребывания носит уведомительный характер, ответственность за проживание без регистрации – современные реалии.

Штраф за проживание без регистрации по месту жительства

Размер штрафа за проживание без регистрации составит от 2 до 3 тысяч рублей. Однако, факт начисления санкции зависит от ряда обстоятельств, способствующих нарушению. На основании Постановления Правительства №713 от 17.07.1995 года, которое действует и на данный момент, все граждане обязаны иметь постоянную регистрацию или в срок, не превышающий три месяца, зарегистрироваться по месту пребывания. Именно нарушение данного требования влечёт применение ответственности на основании норм КоАП РФ.

Правовое регулирование

Обязанность регистрироваться по месту проживания определяется на основании Постановления Правительства №713. Раздел II определяет обязанность зарегистрироваться по месту своего пребывания и порядок, в котором эта процедура происходит (речь идёт о временной регистрации), а раздел III посвящается регистрации по месту жительства.

Ответственность за нарушение данного требования установлена в статье 19.15.1 КоАП РФ. Статья 19.15 определяет ответственность за проживание без документа, идентифицирующего личность. Нарушение правил, установленных законодателем наказывается на основании статья 19.15.2.

Читать еще:  Самовольная установка дорожных знаков ответственность

Можно ли проживать в квартире без регистрации

С одной стороны, Конституция РФ устанавливает свободу передвижения. Так, статья 27 устанавливает, что каждый имеет право выбирать место жительство на территории России и свободно передвигаться. Однако, право выбора места жительства не противоречит обязанности уведомления органов о выборе.

Постановление Правительства №713 накладывает на граждан ряд обязательств:

  • если лицо проживает на территории, которая не является его место регистрации, оно обязано обратиться в регистрирующий орган, но только в том случае, когда срок пребывания составляет от 90 дней (пункт 9);
  • срок пребывания определяется по соглашению с лицом, которое предоставляет помещение (пункт 10);
  • регистрация по месту пребывания в медицинских и санаторных учреждениях, гостиницах, а также в местах лишения свободы, реализуется представителями организаций (пункт 14);
  • при регистрации по месту пребывания не нужно сниматься с учёта по месту жительства (пункт 15);
  • при изменении места жительства, лицо должно обратиться в регистрирующий орган в течение семи дней (пункт 16).

Фактически, закон позволяет проживание в квартире без изменения места регистрации или постановки на учёт по месту пребывания в срок, не больше 90 дней. Если планируется более длительное пребывание, то регистрация обязательна.

Санкция за отсутствие регистрации

При определении наказания нужно определить, какой штраф за проживание без регистрации гражданину РФ и какой штраф за проживание без регистрации иностранных граждан. Ответственность каждой категории лиц носит может отличаться.

Ответственность также будет отличаться в зависимости от ситуации:

  1. Проживание на территории жилого помещения без соответствующего права влечёт наложение штрафа в сумме от 2 до 3 тысяч рублей для проживающего, от 2 до 5 для собственника, который является физическим лицом и от 250 до 750 тысяч рублей для организации.
  2. Такое же нарушение, совершённое в Москве и Санкт-Петербурге, наказывается несколько строже. Так, наниматели наказываются штрафом в сумме от 3 до 5 тысяч, собственники — от 5 до 7, а собственники-организации штрафуются на сумму от 300 до 800 тысяч рублей.
  3. Нарушение правил для граждан РФ, забывших о необходимости регистрации, наказывается штрафом от 2 до 3 тысяч для арендаторов, от 2 до 5 тысяч — для собственников, от 25 до 50 тысяч — для должностных лиц и от 250 до 750 тысяч — для собственников-организаций. Такое же нарушение, совершённое на территории Москвы или Санкт-Петербурга, наказывается строже, по аналогии с предыдущим нарушением.

Данная ответственность устанавливается на основании статей 19.15.1 и 19.15.2 и распространяется только на граждан России. Ответственность иностранцев определяется на основании статьи 18.8 КоАП РФ.

Так, ответственность таких лиц за нарушение правил пребывание на территории России, что подразумевает и отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания, выражается в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей. Дополнительно применяется такая мера, как выдворение за пределы России.

Важно! Выдворение может не применяться, всё зависит от обстоятельств и тяжести нарушения. При первичном нарушении, если нахождение на территории России имеет законный характер, виновный может отделаться только штрафом.

Основания для освобождения от ответственности

В некоторых случаях граждане имеют законные основания для освобождения от санкций. Данные основания прямо указываются в статьях, определяющих ответственность за нарушения, в примечаниях к ним:

  • если гражданин проживает в помещении, но имеет регистрацию в ином месте, но на территории того же населённого пункта. Многие считают, что достаточно иметь место регистрации на территории того же субъекта, но данное правило действует лишь в отношении городов федерального значения и не распространяется на прочие субъекты;
  • если лицо проживает на территории Москвы или Санкт-Петербурга, но имеет регистрацию в соответствующих областях и наоборот. Исключение распространяется также на Севастополь и Республику Крым;
  • если лица являются близкими родственниками и проживают на территории, принадлежащей таким родственникам, например, сын живёт у родителей, бабушка — у внука и так далее. Исключение распространяется и на супругов.

Данные основания позволят освободить лицо от ответственности, при условии предоставления документов, подтверждающих родство или факт регистрации по определённому адресу.

Практические ситуации, когда может быть наложен штраф

На практике, штрафы чаще всего применяются в следующих случаях:

  • в недельный срок после изменения места проживания гражданин не обратился в МВД с уведомлением;
  • гражданин проживает, не имея временной регистрации, на иной территории, отличной от его постоянной прописки, в срок, превышающий 90 дней;
  • гражданин или его арендодатель не уведомят регистрирующий орган в трёхдневный срок о том, что лицо прибыло для временного проживания;
  • собственник помещения не уведомляет МВД о проживании у него иных граждан сроком более 90 дней;
  • иностранец не оформляется регистрацию после получения разрешения на проживание;
  • лицо, принимающее иностранца, не уведомит от этом МВД.

Граждане или организации привлекаются к ответственности только в тех случаях, когда отсутствуют причины для освобождения их от санкций, перечисленных в примечаниях к статьям 19.15.1 и 19.15.2.

При первичном нарушении, чаще всего, применяется минимальная санкция, особенно, если гражданин попросит об этом, укажет на случайный характер проступка, при этом у него будет отсутствовать привлечение к административной или уголовной ответственности. Даже к иностранным гражданам далеко не всегда применяется выдворение за пределы России.

Граждане Российской Федерации имеют право на свободное перемещение по территории России. Однако, данное право не лишает их обязанности уведомления регистрирующих органов о смене места жительства или пребывания. Нарушение данных правил способствует привлечению лиц к административной ответственности, которая чаще всего выражается в виде штрафа.

Какой размер штрафа за отсутствие прописки в паспорте?

Вопросы миграции в России в последние годы стоят очень остро. Люди уезжают на заработки, переселяются из брошенных населенных пунктов. И при этом, зачастую, забывают о правилах уведомления государственных структур о своих перемещениях. В этой статье рассмотрим, какой возможен штраф за проживание без прописки.

Читать еще:  Ответственность за обналичивание материнского капитала

Основные правила

В России уже несколько лет, как отменено это понятие «прописка». Сейчас вместо него используется термин «регистрация». Она может быть двух видов:

  • По месту жительства. Т.е. там, где гражданин проживает постоянно.
  • По месту пребывания – на территории, где предполагается временное проживание. Оно может быть краткосрочным и долгосрочным, длящимся ни один год.

Если лицо меняет место жительства, то оно автоматически приобретает обязанность по оповещению государственных органов, осуществляющих регистрацию по месту жительства (например, паспортный стол). Чтобы лицо было зарегистрировано, оно должно представить следующие документы:

  • Заявление установленного образца о проведении регистрации;
  • Общегражданский паспорт;
  • Документ, дающий право на проведение регистрации. Это может быть свидетельство о праве собственности на квартиру или договор найма.

Если в качестве таковых выступают несовершеннолетние дети, то разрешение выдают органы опеки и попечительства.

Для регистрации граждан, не достигших 14-летнего возраста никаких согласий не требуется. Главным условием является наличие регистрации в жилом помещении одного из его родителей. Соответственно, кроме свидетельства о рождении для прохождения процедуры потребуется всего лишь паспорт любого из родителей, в котором в качестве места постоянной регистрации обозначена та жилплощадь, на которой собираются зарегистрировать ребенка.

Подать документы на получение регистрации по месту жительства, гражданин обязан в 7-дневный срок после приезда. Для регистрации по месту пребывания этот срок иной, он составляет 90 дней с момента приезда.

Форма регистраций отличается. Если речь идет о постоянной, то гражданину проставляют специальную отметку в паспорт. Учитывая, что у несовершеннолетних детей имеется только свидетельство о рождении, то к нему при регистрации крепится справка по форме № 8 (с красной печатью).

Свидетельство о регистрации по месту пребывания в другом городе печатается на бумажном носителе. Если лицо регистрируется на срок больше года, то в этот документ вклеивается фотография гражданина.

Куда подается заявление

Конечный получатель заявления о регистрации – это отдел МВД. В настоящее время не обязательно самому являться туда лично и подавать документы. Кроме такого визита предусмотрены следующие формы подачи:

  • Через портал Госуслуг. Эта функция доступна только лицам, которые имеют на представленном сайте личный кабинет. Получение его – процесс не одного дня, поэтому необходимо озаботиться заранее. Для подачи таким способом нет нужды отправлять электронную версию документов, дающих право на регистрацию (договор найма и т.д.).
  • Через МФЦ (сейчас именуется Мои документы). При подаче заявления затребуют такой же пакет документов, что и при личном визите в МВД.

Если гражданин заявлял о своем намерении пройти регистрацию через Госуслуги, или лично обратившись в отдел МВД, то ответ ему дается в течение 3 рабочих дней. При проведении процедуры через МФЦ срок немного увеличивается.

Государственная пошлина

Госпошлину за оформление любой регистрации платить не придется. Но тут имеется небольшой нюанс, о котором «забывают» упомянуть законотворцы, говоря о простоте и доступности получения регистрации. Если она оформляется по месту пребывания на год и более не на близкого родственника, то между хозяином квартиры и лицом, проходящим регистрацию, должен быть заключен договор поднайма помещения. А он требует нотариального заверения, цена которого составит около 2 тыс. руб.

Кто может не регистрироваться

Правила проведения и снятия с регистрационного учета определяют группы граждан, которые имеют право его не осуществлять. К таковым относятся близкие родственники. Это могут быть супруги, дети (в том числе усыновленные), внуки, бабушки и дедушки.

Также необязательно проходить регистрацию в жилом помещении, если она имеется в другой квартире в этом же населенном пункте.

Меры ответственности

Административное наказание за данное противоправное деяние установлено такое:

  • Физические лица без регистрации обязаны заплатить штраф от 2 до 3 тыс. руб.
  • Собственники или наниматели жилых помещений, в которых проживают лица без регистрации, обязаны выплатить от 2 до 5 тыс. руб., если они являются физическими лицами.
  • Юридические лица – собственники жилых помещений обязаны внести в качестве штрафа сумму от 250 до 750 тыс. руб.

Читайте:Какие санкции за превышение сроков пребывания иностранных граждан?

При условии, что правонарушение зафиксировано на территории Санкт-Петербурга или Москвы, размер административных штрафов увеличивается:

  • Физические лица без регистрации должны выплатить штраф от 3 до 5 тыс. руб.
  • Собственники (наниматели) физические лица должны внести в казну от 5 до 7 тыс. руб.
  • Собственники (наниматели) юридические лица должны заплатить от 300 до 800 тыс. руб.

Никаких других мер наказаний даже, если лицо проживает без регистрации больше года, не предусмотрено. Указанные меры могут быть применены только к гражданину России. Иностранные граждане и апатриды регистрируются по иным правилам.

Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.15 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

Читать еще:  Ответственность за дачу взятки должностному лицу

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй — должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье содержится несколько составов административных правонарушений, имеющих один объект посягательства, — конституционные права и свободы граждан РФ и установленный порядок, предусматривающий обязанность гражданина РФ иметь удостоверение личности гражданина (паспорт) и оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.

Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории РФ» установлено, что паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, а Федеральный закон от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом ввел регистрационный порядок учета граждан.

2. В ч.1 рассматриваемой статьи закреплены два состава правонарушений. Объективную сторону первого состава составляют противоправные действия, выражающиеся в проживании или пребывании гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без такового или по недействительному документу. Проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) означает, что лицо не получило в установленном порядке этот документ или, утратив его, не получило нового. Недействительным признается такой документ, который пришел в явную негодность (не имеет фотографий, содержит неточные данные и т.д.), а также поддельное удостоверение личности (паспорт).

Второй состав предусматривает в качестве противоправного действия проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. и устанавливают обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанных противоправных действий.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета, за их нарушение. Нарушение правил регистрационного учета в рассматриваемом случае выражается в различных противоправных действиях: допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) или по недействительному удостоверению личности (паспорту); проживание гражданина в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности (паспорта); допущение указанным гражданином проживания лиц без регистрации по месту пребывания или месту жительства. Указанные противоправные деяния характеризуют объективную сторону данного правонарушения.

4. Субъектом противоправных деяний признаются лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. К ним в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации относятся: граждане, юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а также должностные лица, ответственные за регистрацию. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержден указанным выше постановлением Правительства РФ. Ответственными за регистрацию являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищностроительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд.

5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной виной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector