10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязательно ли в контракте прописывать ответственность заказчика

Следует ли в проекте государственного контракта в разделе «ответственность сторон» приводить все содержание постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 в соответствии с требованиями ФАС о включении в контракт условий об уплате неустойки, изложенными в письме от 21.10.2014 N АЦ/42516/14, или можно указать только те значения, которые относятся к начальной максимальной цене контракта? Корректно ли в настоящее время руководствоваться разъяснениями указанного письма, если речь в них идет об утратившем ныне силу постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063?

1. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Это условие должно соответствовать ч.ч. 5, 6, 7-9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. На основании ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее — Правила). Указанные Правила применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 сентября 2017 года (п. 3 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042). До 10 сентября 2017 года размер неустойки (пени, штрафа) по контрактам определялся в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063).
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 (смотрите также письмо ФАС России от 01.12.2014 N АД/48791/14), условия об ответственности сторон контракта должны быть включены уже в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о его проведении. При этом условия об ответственности должны быть сформулированы в виде, приведенном в приложениях к этим письмам (смотрите, например, приложение к письму N АЦ/42516/14), предусматривающем размеры штрафа, начисляемого как заказчику, так и контрагенту, в виде процентов цены контракта в зависимости от цены контракта в соответствии с п.п. 4 и 5 Правил N 1063, а также размеры пени, начисляемой контрагенту, в виде порядка и формул расчета размера пени, установленных п.п. 6-8 Правил N 1063. Размер пени, начисляемой заказчику, должен быть установлен в соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. При этом включение в проект контракта только ссылки на Правила N 1063 признавалось ненадлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки. Указанная позиция ведомства основана на том, что положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение и документацию.
2. Правоприменительная и судебная практика складывалась в соответствии с вышеуказанной позицией (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2915, от 30.10.2014 N Д28и-2227, от 23.05.2016 N Д28и-1445, п. 3 письма от 14.07.2016 N Д28и-1814, разъяснения по вопросу 3 в письме от 07.02.2017 N Д28и-639, постановления АС Московского округа от 24.12.2015 N Ф05-18258/15, от 08.09.2015 N Ф05-11709/15, АС Дальневосточного округа от 07.08.2015 N Ф03-2907/15, Пятого ААС от 13.04.2015 N 05АП-2138/15, Шестого ААС от 29.10.2015 N 06АП-4547/15, Девятнадцатого ААС от 08.06.2016 N 19АП-2210/16). Кроме того, и само по себе то обстоятельство, что размер штрафа определен в контракте исключительно путем ссылки на Правила N 1063, могло явиться основанием не только для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, но и для отказа в удовлетворении иска о взыскании штрафа с контрагента (постановление АС Северо-Западного округа от 17.02.2016 N Ф07-1908/15.
Однако в п. 34 утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Обзор) указано, что кредитор вправе требовать уплаты законной неустойки, предусмотренной ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1063, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. В этом пункте рассмотрена ситуация, когда заказчик не зафиксировал в документации о закупке и проекте контракта конкретную сумму штрафа, а указал на определение его размера в соответствии со ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1063. Как указал ВС РФ, в такой ситуации заказчик не может быть признан нарушившим ч.ч. 4 и 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а решение антимонопольного органа, в котором такое нарушение установлено, является незаконным. Правила N 1063 официально опубликованы для общего ознакомления, поэтому в такой ситуации все потенциальные участники закупочных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Используемое же в ч.ч. 5 и 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ понятие «в виде фиксированной суммы» не свидетельствует о том, что проект контракта должен содержать указание на конкретную сумму штрафа в денежном выражении, а означает, что, в отличие от пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренный контрактом размер штрафа будет являться неизменным (фиксированным) вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного им обязательства. В определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 16.10.2017 N 305-ЭС17-7844 суд со ссылкой на п. 34 Обзора сделал вывод, что для определения размера пени, начисляемой контрагенту, достаточно указать в проекте контракта ссылку на Правила N 1063.
3. Минфин России в настоящее время рекомендует устанавливать в проекте контракта все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта (смотрите, в частности, письма от 31.10.2017 N 24-03-07/71731, от 01.11.2017 N 24-03-07/72079), разъясняя, что одно лишь указание в проекте контракта ссылки на Правила вместо установления конкретных размеров штрафа не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки. Вместе с тем в ряде писем Минфина России содержатся иные рекомендации. Так, в письме от 31.10.2017 N 24-03-07/71734 разъясняется, что заказчик вправе при определении размера штрафа в документации о закупке и проекте контракта указывать не фиксированную сумму штрафа, а условие о его определении в соответствии с положениями Правил. В письме же от 12.12.2017 N 24-03-08/82769 разъясняется, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ.
Единообразная практика антимонопольных органов по вопросу отражения в контракте размеров штрафов, предусмотренных Правилами, на сегодняшний день не сформирована. Наиболее распространен подход, в соответствии с которым рассматривается как нарушение тот факт, что в проекте контракта отражены не все возможные пороговые значения размера штрафа для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 26 марта 2018 г. N 07-15/2018-043, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 марта 2018 г. N Г 212-04/2018, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 21 марта 2018 г. N ЗШ 71-03/18). Указывать в проекте контракта все возможные размеры штрафов, предусмотренные Правилами, превышающие значение начальной (максимальной) цены контракта, Закон N 44-ФЗ не требует (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 23 марта 2018 г. N 104/03-18-з).
На наш взгляд, до формирования единообразного подхода по рассматриваемому вопросу в проект контракта целесообразно включать все предусмотренные Правилами размеры штрафов для каждого из указанных в Правилах пороговых значений цены контракта, за исключением тех штрафов, которые установлены применительно к ценам, превышающим НМЦК. Так, например, если электронный аукцион проводится не среди субъектов малого предпринимательства и НМЦК определена в размере 99 млн. рублей, то для надлежащего формирования условий контракта об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в проект контракта должны быть включены условия, предусмотренные п. 10, а также подпунктами «а»-«в» п. 3, «а»-«в» п. 5 (поскольку заранее невозможно определить, будет ли проводится аукцион на право заключить контракт) и «а»-«в» п. 6 Правил.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

19 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья 34. Контракт

Ст. 34 44-ФЗ в последней действующей редакции от 1 июля 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 34. Контракт

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй и статьёй 95 настоящего Федерального закона.

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учётом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

  • 1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • 2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключён в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключённого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечёт за собой недействительность заключённого контракта по данному основанию.

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьёй 35 настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона.

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

  • 1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
  • 2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

30. Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Тайное письмо Минфина, или К вопросу о способе фиксации условия о неустойке в госконтрактах

Коллеги, прежде всего вопрос: кто-нибудь слышал про письмо Минфина № 02-02-04/63862? Если да, то подскажите, где его можно найти на официальных сайтах.

Предыдущий закон о госзакупках (94-ФЗ) регулировал вопрос о неустойке следующим образом: неустойка заказчика являлась законной (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в день), а неустойка поставщика — договорной (не менее 1/300 в день). Точный размер последней определял госзаказчик при объявлении торгов.

Такой подход породил массу злоупотреблений со стороны госзаказчиков (см. напр. постановление Президиума ВАС № 5467/14).

В новом законе о госзакупках (44-ФЗ) избран несколько иной метод: размер неустойки сторон госконтракта является фиксированным, но все равно условие о неустойке должно быть прописано в проекте контракта.

Цитирую закон № 44-ФЗ:

«Статья 34. Контракт

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком. поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки. Такая пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 . ставки рефинансирования ЦБ РФ. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств. за исключением просрочки. Размер штрафа устанавливается контрактом. в порядке, установленном Правительством РФ.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем). заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем). и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта.

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки. Размер штрафа устанавливается контрактом. в порядке, установленном Правительством РФ. ».

Правительство РФ утвердило правила определения размера неустоек постановлением от 25.11.2013 № 1063.

Пункт 1 этих правил гласит: «настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа. а также размера пени».

В самих этих правилах содержатся формулы расчета неустоек в зависимости от цены контракта и срока просрочки. Формулы громоздкие (в смысле, много текста).

И здесь возник первый вопрос: как понимать формулировку ч. 4 ст. 34 закона № 44-ФЗ «в контракт включается условие об ответственности»?

С одной стороны размер неустоек определяется законом (из чего можно сделать вывод, что они по природе являются законными), но с другой — названная норма требует установить в контракте условие об ответственности. Отсюда вопрос: достаточно ли в контракте просто указать на то, что неустойки начисляются в порядке ст. 34 закона № 44-ФЗ, тем самым выполнив требования ч. 4 этой статьи?

Для заказчиков вопрос не праздный, т. к. если контролирующий орган сочтет, что условие об ответственности установлено ненадлежащим образом, то заказчик будет привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Но и для поставщиков вопрос имеет значение. Ведь если суд решит, что неустойка контрактом не установлена, то в иске о ее взыскании должно быть отказано.

ФАС России сочла, что «включение в проект контракте ссылку на Правила вместо установления. размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки» (см. последний абз. письма АЦ/42516/14).

С таким выводом не согласился Минфин: «что касается требования отдельных сотрудников ФАС России, относительно включения в контракт формулы расчета неустоек, сообщаем следующее.

Федеральным законом № 44-ФЗ не установлена обязанность при заключении контракта, прописывать в нем формулу расчета неустойки. При этом согласно части 4 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика.

Принимая во внимание вышеизложенное, Департамент полагает необходимым отметить, что в контракте необходимо указывать норму в соответствии с которой будет производиться расчет неустойки» (письмо от 11.12.2014 № 02-02-04/63862).

Данное письмо нашел на форуме по госзакупкам. На сайте Минфина этого письма нет, равно как и в СПС, поэтому прикрепляю его сюда.

Собственно, отсутствие этого письма на сайте Минфина, а также в СПС, и побудило написать данный пост, поэтому буду признателен если кто-нибудь даст ссылку на более или менее официальный источник.

Ну а кроме того, как считаете, если размер неустойки определен законом, но в самом же законе сказано, что условие о неустойке должно быть закреплено в договоре, то какова природа этой неустойки? Можно ли ее взыскать, ссылаясь только на закон, если в договоре такого условия нет?

Государственный (муниципальный) контракт: как заключить

В статье расскажем об обязательных условиях контракта, об условиях на усмотрение заказчика, о неотъемлемых частях контракта. Так же поговорим о заключении контракта при различных способах закупки.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Проект контракта. Обязательные условия

Государственные (муниципальные) контракты имеют особенность в виде двойного регулирования. С одной стороны, необходимо опираться на специальные нормы законодательства о контрактной системе, с другой стороны, регулирование контрактов осуществляется положениями гражданского законодательства.

В контракты, заключаемые в целях государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг, в силу закона включаются обязательные условия, а в интересах сторон прорабатываются иные существенные и дополнительные положения для каждого конкретного случая.

Обязательные условия контракта:

  1. Условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 № 44-ФЗ). Исключение — ориентировочное значение цены или формула цены применяются для случаев:
    • Услуги обязательного страхования,
    • Агентские услуги,
    • Услуги по оценке недвижимого имущества.
  1. Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 № 44-ФЗ)
  2. Условие о порядке и сроках оплаты ТРУ (ч. 13 ст. 34 № 44-ФЗ) – форма оплаты, аванс, срок и порядок оплаты
  3. Условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34)
  4. Условие о форме необходимого подтверждающего документа и дополнительных документах
  5. Условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96) и о его возврате
  6. Условие об одностороннем расторжении, если заказчик предусматривает такую возможность (ч.9 ст.95)

Обязательное условие — ответственность сторон

Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту формируется исходя из норм Закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Ответственность устанавливается в виде:

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения различных контрактных обязательств.

Ответственность в виде штрафов устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками (ст.34 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).

Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде пени в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе?

Ответ: Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со следующего дня после истечения срока исполнения и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы

Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде штрафа?

Ответ: За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:

  • 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
  • 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
  • 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Обратите внимание! Пеня за неисполнение обязательств по контракту со стороны поставщика начисляется в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненных поставщиком обязательств и с учетом коэффициента.

Задача заказчика — сформировать условия о штрафах и пенях точно!

Обязательное условие — положение об оплате обязательств

В контракт обязательно включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги:

  1. форма расчетов:
  • предварительная оплата (ст. ст. 487, 711, 781, 783 ГК РФ),
  • частичная предварительная оплата (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • оплата по частям: по завершении отдельных этапов выполнения работ, оказания услуг, при поставке отдельных партий товара (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • единовременная оплата после исполнения поставщиком обязанностей по договору (ст. 328 ГК РФ);
  1. срок оплаты;
  2. порядок оплаты;
  3. момент исполнения заказчиком обязанности по оплате.

ВАЖНО! Заказчик не вправе привязать срок оплаты контрактных обязательств к получению финансирования, так как в подобном случае срок оплаты не будет согласован.

Обязательное условие — положение о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту

Условие о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту формируется исходя из норм ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Обязательное условие — порядок и сроки приемки товара, работы или услуги

Условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги формируется, исходя из норм ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Как правильно сформировать в контракте условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги?

Ответ: Необходимо указать в контракте форму необходимого подтверждающего документа и дополнительных документов, сроки их подготовки и подписания, включить критерии для установления соответствия количества, объема, качества, целевого назначения поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги требованиям, установленным законом и контрактом.

Условие о порядке приемки товара представляет собой сложный комплекс прав и обязанностей сторон, связанных с принятием, осмотром, проверкой, тестированием и т.д.

В помощь — Стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТы, Инструкции, Правила, СНиП и другая нормативная документация.

Обязательное условие — сроки исполнения обязательств

Сроки исполнения обязательств должны быть установлены в соответствии с положениями гражданского законодательства ( ст.190-194 ГК РФ) :

  • фиксированная дата — 1 июля 2017 г.;
  • период времени — в течение года с даты заключения контракта;
  • срок от действия — в течение 10 календарных дней с момента зачисления оплаты на расчетный счет;
  • интервалы — в срок с 01 по 10 число каждого месяца.

Условие на усмотрение заказчика — условие об одностороннем отказе от исполнения контракта

Одностороннее расторжение контракта можно реализовать только в том случае, если заказчик установит его в проекте контракта и в тендерной документации, в противном случае заказчик исключает такую возможность как для себя, так и для поставщика (ч. 13, 14 ст. 34, ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ). Основания: любые, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Подробнее об одностороннем расторжении контракта читайте в статье « Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ и ГК РФ»

Порядок оформления одностороннего отказа от исполнения контракта:

  • принятие решения об одностороннем отказе;
  • размещение решения в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой его принятия;
  • направление поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления.

ВАЖНО! Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для отказа. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения!

Иные условия контракта:

  • предмет контракта — функциональные и технические характеристики, параметры, потребительские свойства, требования к качеству, к безопасности товара, результата работ, оказания услуг — существенное условие;
  • показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, результата работ, услуг потребностям заказчика;
  • требования о предоставлении гарантий, их сроках и объемах;
  • требования об условиях эксплуатации и расходах на эксплуатацию;
  • требование об обязательном монтаже и наладке;
  • требование об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание объекта закупки;
  • место, условия, сроки (периоды) и этапы поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • иные дополнительные условия.

Неотъемлемые части контракта

Если есть необходимость приобщить к контракту дополнительные документы, от содержания которых зависят возможности и условия исполнения обязательств, то такие документы являются неотъемлемыми частями контракта:

  • Акты
  • Спецификации
  • Сопроводительная документация, инструкции, технические задания, проекты, описания результатов работ и услуг
  • Документы, подтверждающие характеристики объектов и права на них
  • Списки и перечни
  • Лицензии и т.д.

Обратите внимание! В случае необходимости приложения к контракту дополнительных документов нужно упоминать о них в тексте контракта.

Заключение контракта

До момента подписания контракт проходит два этапа формирования:

  1. Заказчик составляет проект контракта:
  • В проект включаются все условия, известные до проведения процедуры определения поставщика: обязательные условия об ответственности сторон, порядке и сроках оплаты, порядке приемки, обеспечении и иные условия;
  • Заказчик не может включать в проект контракта условия, которые становятся известны только по результатам процедуры определения поставщика;
  • Проект контракта всегда включается в тендерную документацию.
  1. По итогам процедуры заказчик включает в проект контракта условия, предложенные в заявке победителя:
  • предмет контракта, цена, реквизиты поставщика.

Далее контракт направляется конкретному поставщику для подписания и представления обеспечения. Заказчик подписывает контракт после выполнения поставщиком необходимых условий — предоставления обеспечения и подписания в установленный срок.

Особенности заключения контракта при различных способах закупки:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector