0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

1. Для правильного применения норм ст. 2.5 необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

1) военнослужащие (упомянутые в ст. 2.5) — это лица, проходящие службу не только в Вооруженных Силах РФ, но и в органах ФСБ России (включая и пограничную службу, входящую в систему ФСБ), МВД России, в Государственной противопожарной службе и иных подразделениях МЧС, в органах Госнаркоконтроля РФ, в железнодорожных войсках, а также в других войсках и воинских формированиях;

2) граждане, призванные на военные сборы, — это лица, которые призваны на поверочные, тренировочные, учебные и т.п. военные сборы в соответствии с ежегодно издаваемым указом Президента РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военных сборов;

3) упомянутые лица несут ответственность согласно дисциплинарным уставам (речь идет не только об общевоинских уставах, но также об уставах, регулирующих вопросы дисциплины в органах, в которых есть воинские формирования, например, МЧС России, ФСБ России. Так, постановлением Правительства РФ от 16.01.95 N 47 утвержден Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности). Однако уставы о дисциплине работников других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395) в ст. 2.5 не имеются в виду.

2. Административной ответственности за совершенные правонарушения также подлежат должностные лица и иные сотрудники:

1) органов внутренних дел (в т.ч. милиции общественной безопасности, ГИБДД, следственного аппарата, иных служб МВД России). Они несут ответственность по Закону о милиции, а также другим актам, примером может служить Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, утв. приказом МВД России от 18.01.93 N 17;

2) Госнаркоконтроля России (они несут ответственность по Закону N 86, а также Положению о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 06.06.2003, и другим актам, регулирующим службу в органах Госнаркоконтроля);

3) органов уголовно-исполнительной системы (они несут ответственность по УИК, а также иным актам, регулирующим службу в этих органах, например, Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы наказания, утв. приказом Минюста России от 06.06.05 N 76 (в ред. от 29.07.09);

4) таможенных органов (они несут административную ответственность по Таможенному кодексу, а также иным нормативным правовым актам, регулирующим службу в этих органах, например, по Федеральному закону N 114 от 21.07.97 «О службе в таможенных органах РФ», Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.11.98 N 1396).

3. Указанные должностные лица (другие сотрудники) до 01.01.07 должны были нести административную ответственность на общих основаниях:

1) за нарушение законодательства о выборах и референдумах (см. об этом коммент. к ст. 5.1-5.26);

2) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, например Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (см. об этом коммент. к ст. 6.1-6.19);

3) за нарушение правил дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 12.1-12.36);

4) за нарушение законодательства, устанавливающего требования к пожарной безопасности, например Закона о пожарной безопасности (см. об этом коммент. к ст. 20.4);

5) за нарушение законодательства об охране окружающей среды, например Закона об охране окружающей среды (см. об этом коммент. к ст. 8.1-8.40);

6) за нарушение таможенных правил, пограничного режима и правил режима Государственной границы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 16.1-16.22, 18.1-18.14);

7) за нарушение законодательства в области налогов, сборов, финансов, например норм НК, БК (см. об этом коммент. к ст. 15.1-15.26);

8) за невыполнение законных требований (соответствующих Закону о прокуратуре, УПК, Закону о милиции, Закону об ОРД, Закону о ФСБ и др.) прокурора, следователя, лица, производящего дознание;

9) за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 23.1-23.61).

Иначе говоря, в отношении перечисленных действий (бездействия) до 01.01.07 необходимо было исходить из норм самого КоАП, законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а не из нормативных правовых актов (регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Госнаркоконтроля РФ, таможенных органах), например не из положений Закона о милиции, Закона о ФСБ.

В то же время в изъятие из общих правил ст. 3.2, 3.3 (см. коммент. к ним) к упомянутым лицам до 01.01.07 не могли быть применены такие административные наказания, как:

административный штраф (см. об этом коммент. к ст. 3.5);

административный арест (см. об этом коммент. к ст. 3.9).

Однако административный штраф не мог быть применен лишь к военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву.

4. После 01.01.07 (в связи с вступлением в силу изменений внесенных в ст. 2.5 Законом N 203 от 04.12.06) указанные выше лица несут:

1) административную ответственность на общих основаниях — за административные правонарушения исчерпывающим образом перечисленные в части 2 ст. 2.5. Расширительному толкованию этот перечень — не подлежит. При этом и к указанным лицам с 01.01.07 может быть применено такое наказание как административный арест. Административный штраф не может применяться с 01.01.07 к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования (до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). См. также коммент. к ст. 3.4; 3.9 КоАП.

2) дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами регулирующими деятельность органов, перечисленных в части 1 ст. 2.5.

5. После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 218 от 24.07.07 (в этой части он вступил в силу с 01.10.07) указанные в ст. 2.5 лица на общих основаниях несут административную ответственность лишь в случаях исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 (а именно за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.1-5.26; ст. 5.45-5.52; 5.56; ст. 6.3; ст. 7.29-7.32; ст. 8.1-8.40; ст. 11.6, ст. 20.4 (в части нарушения противопожарных правил вне места службы, или сборов) ст. 12.1-12.37; ст. 15.1-16.23;. ст. 17.7; ст. 18.4; ст. 19.5.7; ст. 19.7.2 (см. коммент. к ним). И в дальнейшем этот перечень может изменяться (но только путем внесения поправок в КоАП!), поэтому изменения следует отслеживать. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 160 от 17.07.09 N 160 — положения ч. 2 ст. 2.5 распространены также на должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков (за непредставление ими сведений о заключении госконтракта и совершение иных правонарушений, указанных в ст. 19.7.4 КоАП, см. комментарий к ней). О судебной практике см. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 г.» (утв. пост. Президиума ВС РФ от 28.05.08).

6. Для правильного применения норм ст. 2.5 см. также коммент.:

1) к ст. 2.4 (о понятии должностного лица для целей КоАП);

2) к ст. 4.1 (об общих правилах назначения административного наказания);

3) к ст. 4.2, 4.3 (об обстоятельствах, отягчающих и смягчающих административную ответственность);

4) к ст. 4.4 (об административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений).

1. Административная ответственность военнослужащих.

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также эти особенности вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. При этом в последние годы законодательство об административной ответственности военнослужащих существенно изменялось.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за следующие правонарушения:

— административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);

— за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);

— за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

Читать еще:  Какая ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность

— за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

— за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

— за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)

— за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));

— за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

— за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

— за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);

— за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение также осуществляется с рядом особенностей.

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Виды ответственности военнослужащих

Каждый гражданин РФ, занимая ту или иную должность, принимает на себя ряд обязательств. Любая деятельность регламентирована законами Российского Государства и человеку придется нести ответственность, если он нарушил или проигнорировал установленные правила. Лица, находящиеся на службе Вооруженным силам нашей страны, подчиняются не только законам РФ, но и более узким уставным документам.

Виды ответственности военнослужащих

Военнослужащий — лицо, обеспечивающее защиту и безопасность государства.

Граждане (в том числе и иностранные подданные) приобретают статус военнослужащих с началом службы в армии и утрачивают его с увольнением со службы (Федеральный закон от 11 ноября 2003 года №141-ФЗ).

Лица, служащие Вооруженным Силам РФ, равны перед законом, звание и должность не имеют значение.

К военнослужащим приравниваются служащие по контракту, граждане, проходящие срочную службу, лица, призванные на военные сборы, курсанты военных училищ и другие (Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, часть 2).

В случае, если человек, находящийся на военной службе пренебрег своими функциями, намеренно или случайно допустил правонарушение, ему придется понести юридическую ответственность.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного действия.

Военнослужащие или граждане, проходящие военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности:

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • материальной;
  • гражданско-правовой;
  • уголовной.

В зависимости от характера и тяжести деяния, к военнослужащему будет применен какой-либо из видов юридической ответственности. При этом у гражданина есть право доказать свою неповинность.

Дисциплинарная ответственность

Такой вид ответственности следует при целенаправленном или случайном нарушении воинского порядка, которое не имело серьезных последствий . Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности если:

  • проступка не произошло;
  • действие (бездействие) содеяно по причине психического нездоровья;
  • за проступок уже было получено наказание;
  • прошел год или более года с момента свершения проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами обозначены другие сроки привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности;
  • военнослужащий уволился из армии или период военных сборов закончился (п. 28.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

За правонарушение к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы, может применяться ряд дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение увольнения из расположения части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличия;
  • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • снижение в должности или звании на одну ступень;
  • досрочное прерывание военной службы;
  • отчисление из военных образовательных учреждений;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест (Дисциплинарный Устав ВС РФ, Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140)

Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495), заключение о дисциплинарном наказании могут выносить командиры в отношении подчиненных, дежурные по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным им по воинскому чину, начальники гарнизона и т.д.

При этом, командир, на свое усмотрение, имеет право ограничится устным предупреждением. Если же военачальник считает, что его власти не достаточно и наказание должно быть строже, он обязан ходатайствовать к вышестоящему командованию.

Административная ответственность

Применяется к гражданам, которые допустили административное преступление, по причине игнорирования или неправильного исполнения своих прямых обязанностей по службе.

При расследовании в расчет берутся характер проступка, личность правонарушителя и его материальное положение.

В случае вины военнослужащего чаще всего административное наказание заменяется дисциплинарным взысканием (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

Виды административного наказания:

  • предупреждение – выносится, если военнослужащий впервые нарушил закон и проступок не повлек серьезных последствий;
  • административный штраф — не распространяется на сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящим военную службу по призыву, курсантов военных училищ до подписания контракта о прохождении военной службы (Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»);
  • конфискация орудия с помощью которого было совершено административное нарушение;
  • лишение специального права (от 1 месяца до 3 лет);
  • административный арест (до 15 суток или дольше по решению суда);
  • административное выдворение из Российского Государства подданных других стран или лиц без гражданства;
  • дисквалификация – лишение права замещать определенные должности или заниматься деятельностью, обозначенную в статье 3.11 КоАП РФ. Срок наказания от 6 месяцев до 3 лет;
  • административное приостановление работы юридических лиц, с целью предохранения от угроз жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, заражений и т.д. (п. 3.12 КоАП РФ);
  • обязательные работы — выполняются гражданином в свободное от военной службы или учебы время без материального вознаграждения.
Читать еще:  Напряженность труда эмоциональная нагрузка степень ответственности

Материальная ответственность

Наступает в случае, когда военнослужащий нанес имущественный вред другому человеку или юридическому лицу . Виновный должен возместить урон в том объеме и порядке, который регламентирован трудовым законодательством РФ:

  • Военнослужащие, находясь при исполнении, несут материальную ответственность, регулируемую Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
    «О материальной ответственности военнослужащих». Но если ущерб произошел вне служебного времени, то наступает гражданско-правовая ответственность, распространяющаяся на любого подданного РФ.
  • Если ущерб вызван исполнением распоряжений командира или в результате обоснованных действий, то штрафа для военнослужащего не последует. В этом случае, возмещать урон должно юридическое лицо, т.е. военная часть (ст. 1068 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Данный вид ответственности наступает, когда военнослужащий допустил незначительное правонарушение или причинил материальный ущерб, не находясь на службе . При этом наказание регулируется общегражданскими законами и правовыми актами РФ.

Уголовная ответственность

Устанавливается в результате опасного преступления и регулируется Уголовным Кодексом РФ.

Военнослужащий, как и каждый гражданин России, должен понести наказание, независимо от должности и звания.

Особенности военной службы в том, что лицо привлекается не только за общеуголовные преступления, но и за особые военные деяния (регламентированы военным уголовным законодательством).

Преступления против военной службы, определенные Уголовным кодексом РФ

Действия против военной службы – нарушение существующего порядка прохождения военной службы, совершенное лицами, находящимися на военной службе государства (глава 33 УК РФ). Преступление, содеянное группой лиц и по предварительному сговору, наказывается строже, чем правонарушение совершенное по неосторожности.

К преступлениям против военной службы относятся:

  • Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы. В армии действуют уставные отношения, при которых нижестоящее лицо подчиняется приказам начальства. Если данная цепочка нарушена, то этот факт расценивается как сопротивление командующему. К противодействиям относится не только неповиновение вышестоящему лицу, но и в физическом или моральном воздействии на него. В качестве наказания может быть выбрано заключение под арест сроком до 2 лет. В случае, если существуют отягощающие условия (группа лиц, применение оружие, нанесение ущерба здоровью или причинение смерти), то суд имеет право лишить человека свободы до 8 лет.
  • Насильственные действия в отношении начальника. Под такими поступками понимаются избиение, нанесение незначительных увечий, ограничение свободы, пытки и т.д. Максимальная мера наказания — 8 лет лишения свободы.
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношения подчиненности. В этом случае чаще всего страдает честь и достоинство человека, в результате издевательств над ним (лишение еды, сна, свободы передвижения и другое). Реже причиняется легкий ущерб здоровью. Мера наказания — заключение под стражу от 2 до 10 лет.
  • Оскорбление военнослужащего – унижение чести и достоинства человека, нанесенное в неприличном виде, выраженных в устной и письменной речи, а также набором оскорбительных действий. Наказание следует в форме заключения под арест сроком до полугода.
  • Самовольное оставление части или места службы. Под термином понимается отбытие из части без позволения командующего сроком от 2 до 10 дней. К этому преступлению приравнивается неявка без предупреждения или без веской причины в расположение части после увольнения, отпуска, командировки и другое. Если военнослужащий отсутствует на месте службы более двух суток, наступает уголовная ответственность. С каждым днем наказание усиливается. Например: отсутствие до 10 суток — лишение свободы до 1 года (ст. 337.1 УК РФ). Если военнослужащий не явился в часть более 1 месяца — заключение до 5 лет.
  • Дезертирство — побег из части по доброй воле, с целью увиливания от военной службы. Если будет доказано, что уклонение произошло по серьезным причинам, то военнослужащий может избежать наказания. Если преступление признано дезертирством, то карается лишением свободы до 7 лет.
  • Дезертирство с оружием. В случае побега военного с оружием, выданным по заданию, или отклонение от службы в составе группы по заранее согласованному плану — то гражданину грозит заключение 10 лет.
  • Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симулирования болезни или иными способами. Если военнослужащий имитирует болезнь, преувеличивает симптомы существующего недомогания, занимается подлогом медицинских документов или умолчивает о факте выздоровление – такие действия расцениваются как преступление против военной службы. За эти деяния можно лишиться свободы на 1 год. А если лицо пытается казаться больным, чтобы добиться вынесения решения о полной негодности к военной службы, то, в случае обнаружения доказательств данного правонарушения, человеку грозит заключение на 7 лет.
  • Нарушение уставных правил караульной службы. Военнослужащие, находящиеся в карауле занимаются охраной и, в случае нападения неприятеля, оборонной военных и государственных объектов, а также всего имущества: техники, оружия и т.д. Действия караульных регламентируются Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Если военнослужащий совершил поступок, расходящийся с интересами государства (покинул пост, заснул, пропустил граждан без разрешительных документов и т. д.), то для этого лица последует уголовное наказание — от 2 до 7 лет (в случае наступления тяжких последствий).
  • Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Патруль занимается охраной личного состава и собственности военной части, контролирует порядок в расположении, а также на вверенной территории (железнодорожные станции, аэропорт, военный городок и т.д.). Если военнослужащий нарушил уставные правила несения внутренней службы, покинул пост по собственной инициативе, изменил маршрут следования, применил оружие или физическую силу, не имея на то достаточных оснований, то будет признан виновным в преступлении и ограничен по службе сроком до 2 лет или лишится свободы (если деяние вызвало тяжелые последствия) до 5 лет.
  • Утрата военного имущества. Военнослужащий обязан не только хранить собственность военной части, но предпринимать меры по уходу за ней. В случае, если оружие, техника и другое было утеряно или повреждено по неосторожности, на виновного может быть наложен штраф, ограничение по службе до 2 лет или лишение свободы на 2 года.

В Российской Федерации существует структура, военная полиция, которая создана для защиты естественных прав военнослужащих. К функциям данного органа относятся: сохранение порядка и дисциплины в армии, оберегание военных объектов, регулирование дорожного движения в Вооруженных Силах и т.д.

Именно военная полиция расследует преступления, совершенные военнослужащим или лицом, призванного на военные сборы, осуществляет дознание, разыскивает дезертиров и т.п.

Армия — опора Государства, которая защищает границы страны, ее интересы и права. Поэтому за всеми правонарушениям, совершенными военнослужащими, осуществляется жесткий контроль.

И если будет доказано, что гражданин, находящийся на службе Вооруженных Сил РФ, виновен в противоправном деянии, то понесет ответственность по закону. Самый верный способ избежать наказания – не совершать преступления и действовать согласно нормативных документов Российской Федерации.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Некоторые особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности

Некоторые особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Порядок привлечения к различным видам ответственности устанавливается вышеупомянутым, а также другими федеральными законами.

В сложившейся правоприменительной практике зачастую военнослужащие привлекаются сразу к нескольким видам ответственности. Например, в случае возбуждения уголовного дела в связи с преступлением, в результате которого причинен ущерб государственному имуществу, при признании военнослужащего виновным, кроме уголовной, он несет еще и материальную ответственность.

Рассмотрим порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности, учитывая, что за административные правонарушения они несут в различных случаях либо административную, либо дисциплинарную ответственность.

До вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях военнослужащие в соответствии с абз. 1 ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях несли ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду военнослужащие несли административную ответственность на общих основаниях. В качестве наказания к военнослужащим не могли быть применены исправительные работы, административный арест, штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Читать еще:  Ответственность за разглашение врачебной тайны УК РФ

Так как реального наказания военнослужащим за административные правонарушения соответствующие структуры назначить не могли, то на практике было принято применять положение абз. 3 ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которым органы (должностные лица), имевшие право налагать административные взыскания, могли вместо наложения взысканий передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Таким образом, вопрос о привлечении военнослужащего к ответственности за административные правонарушения рассматривался единолично его командиром.

Автор настоящей статьи неоднократно участвовал в служебных совещаниях, на которых командир воинской части наказывал военнослужащих за нарушение правил дорожного движения (далее — ПДД), но случалось это крайне редко. Например, один офицер был привлечен к дисциплинарной ответственности за 14 нарушений ПДД, совершенных в течение полутора месяцев, другой офицер той же воинской части — за 11 нарушений, совершенных в течение двух месяцев. На одно, два, три нарушения командиры, как правило, не обращали внимания. Многие военнослужащие позволяли себе нарушать ПДД, пользуясь практически полной безнаказанностью. Командиры, в свою очередь, обладали соответствующей информацией, так как сведения из Госавтоинспекции передавались в военную автоинспекцию, а затем командованию воинской части, в которой проходил военную службу нарушитель, и пользовались дисциплинарной властью по своему усмотрению.
С 1 июля 2002 г. введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. На сегодняшний день в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 этого Кодекса за административные правонарушения, за исключением предусмотренных ч. 2 той же статьи, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст.ст. 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях. Охарактеризуем эти случаи.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают ответственность за нарушения в области проведения выборов и референдумов, посягающие на избирательные права граждан. Особое внимание следует обратить на ст. 5.10 и ст. 5.11, так как должностные лица воинских частей зачастую с корыстными намерениями либо просто по незнанию нарушают установленные этими статьями запреты. Между тем проведение предвыборной агитации в местах, где ее проведение запрещено, а также лицами, которым ее проведение запрещено, влечет наложение административного штрафа на граждан — от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 2 тыс. до 5 тыс. и от 2 тыс. до 3 тыс. руб. соответственно; на юридических лиц — от 20 тыс. до 100 тыс. и от 20 тыс. до 30 тыс. руб. соответственно. Данные запреты установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Статья 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за воспрепятствования осуществлению гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст. 28), а также Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» прав на свободу совести и свободу вероисповедания.

Административное наказание за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрено ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определения таких понятий, как «санитарные правила», «гигиенические нормативы», «санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия», можно найти в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Повышенное внимание в Вооруженных Силах Российской Федерации в последнее время уделяется порядку размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также выполнению условий соответствующего государственного или муниципального контракта. Данные правоотношения регулируют Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, а также федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и другие нормативные правовые акты. За невыполнение соответствующих правил ст.ст. 7.29-7.32, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность.

За нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования ответственность предусмотрена гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Военнослужащие зачастую нарушают правила пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32), уничтожают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных или растений (ст. 8.35), нарушают правила пользования объектами животного мира (ст. 8.37). Для воинских частей наиболее характерны такие нарушения, как порча земли (ст. 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13) и правил водопользования (ст. 8.14), нарушения правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в эксплуатацию либо эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22, ст. 8.23), невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41).
Статья 20.4 названного Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а ст. 11.16 — за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте. Данные положения применяются к военнослужащим, совершившим соответствующие правонарушения вне места службы.

За административные правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в области финансов, налогов, сборов, страхования, рынка ценных бумаг (гл. 15 Кодекса), в области таможенного дела (гл. 16 Кодекса) военнослужащие привлекаются к административной ответственности также на общих основаниях. Таким же образом они отвечают за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7), нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1), пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2), в территориальном море, внутренних морских водах (ст. 18.3), нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4).

При применении к военнослужащим административного наказания соответствующие органы должны учитывать, что наказание в виде административного ареста к ним не применяется, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не применяется наказание в виде административного штрафа.

Таким образом, в настоящий момент за административные правонарушения, указанные в ст. 2.5 вышеназванного Кодекса, военнослужащие, за исключением проходящих военную службу по призыву, соответствующими органами реально привлекаются к административной ответственности с назначением всех видов наказаний, кроме административного ареста.
Хотелось бы подчеркнуть, что двузначного толкования вышеуказанной нормы быть не может. Ответственность за совершение административного правонарушения может быть либо дисциплинарной, либо административной. На практике же нередки случаи привлечения военнослужащих, уже наказанных соответствующими органами в административном порядке, к дисциплинарной ответственности. Недопустимость такого превышения командирами своих полномочий очевидна. Как правило, в таких случаях командир, не вникая в нормы российского законодательства, считает, что поступает совершенно правильно. Этому способствуют некоторые указания вышестоящих органов военного управления, которые по обыкновению излагаются в телеграммах.

Совсем недавно автор настоящей статьи ознакомился с подобным документом. В указаниях предписывалось строго наказывать в дисциплинарном порядке военнослужащих, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, вплоть до увольнения последних с военной службы за невыполнение условий контракта. Налицо состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое военнослужащие в соответствии со ст. 2.5 данного Кодекса несут административную ответственность на общих основаниях. Даже зная противозаконность своих действий, командир не может не выполнить указания вышестоящего командования. Наиболее грамотное решение в этом случае принимают командиры, наказывая подчиненного за невыполнение указаний вышестоящего органа военного управления с соответствующей ссылкой.
Однако факт нарушения российского законодательства налицо, что свидетельствует о недостаточном уровне правовой подготовки военнослужащих, в том числе командного звена, а также об инертности мышления (привычка применять дисциплинарные взыскания за административные правонарушения).

М.Н. Бакович,
старший преподаватель Военного авиационного
инженерного университета (г. Воронеж),
кандидат юридических наук, подполковник юстиции

«Право в Вооруженных Силах», N 6, июнь 2010 г.

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 19 Сентябрь 2018 в 2:44 и находится в рубриках Новости, Современность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector