3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность и обязанность разница

Понятия «право», «обязанность» и «»ответственность»

Понятия «право», «обязанность» и «»ответственность» тесно взаимосвязаны между собой. Ответственность наступает в результате невыполнения какой-либо обязанности или нарушения чьего — либо права. Для того, чтобы точнее подойти к раскрытию темы ответственности в целом и юридической ответственности в частности, рассмотрим такое понятие как правонарушение

Правонарушение, есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение — значит «преступить» право.

Состав правонарушения — это система объективных и субъективных элементов и признаков, их характеризующих, необходимых и достаточных для признания содеянного правонарушением.

Каждое отдельное правонарушение конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определённом месте и времени, противоречит действующему правовому предписанию, характеризуется точно определёнными признаками. Вместе с тем все антисоциальные явления, имеют общие черты.

Социальные явления, обуславливающие правонарушения, называются причинами и условиями. Под причиной понимается явление (или их совокупность), порождающее другое явление, рассматриваемое, как следствие. Связь между причиной и следствием носит закономерный характер, означающий, что данная причина, в соответствующих условиях вызывает определённое следствие.

Таким образом, правонарушение — это сознательный, волевой акт общественно опасного противоправного поведения.

Всякое правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие. Действие — акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т.п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов (клевета, оскорбление, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т.п.). Бездействие признается деянием, если по служебному долгу или по ситуации нужно было что-то сделать, но сделано не было (прогул, халатность должностного лица, бесхозяйственность руководителя госпредприятия, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи, скрытие с места происшествия и т.п.). Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запрета, указанного в законе или в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта или заключенного на его основе трудового или иного договора.

В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение, правонарушения делятся на преступления и проступки. В основе классификации лежит представление законодателя о степени общественной опасности деяния для общества, государства и личности

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением в Российской Федерации признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Таким образом, степень общественной опасности противоправных деяний определяет законодатель с учетом состояния преступности, политического режима, научных достижений в области уголовного права и других отраслей права, идеологических представлений о преступности и способах борьбы с ней, а также других социальных, политических и юридических обстоятельств.

Преступлениями называются — виновные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством (нормами уголовного права) под угрозой наказания. Общественная опасность преступлений состоит в том, что они наносят ущерб самим условиям существования общества, основным правам и свободам граждан, государственной власти и т.д.

Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

Общественная опасность преступления выражается, прежде всего, в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности, какими являются жизнь, здоровье и свобода личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, собственность и экономические основы общества и государства, государственная власть, правосудие, порядок государственного управления и воинская служба. Значительная часть преступлений причиняет также существенный вред животному и растительному миру, природным ресурсам.

По степени общественной опасности все преступления классифицируются на четыре вида: небольшой тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. К преступлениям небольшой тяжести относятся деяния, наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы. Наказание за преступление средней тяжести не превышает пяти лет лишения свободы, а тяжкого преступления — десяти. УК РФ относит к категории особо тяжких преступлений деяния, за которые предусматривается наказание на срок свыше десяти лет, смертную казнь или пожизненное лишение свободы.

Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, политические партии, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их противоправные деяния ответственность, в том числе и уголовную, несут виновные лица, по инициативе под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе — Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Проступки различаются по видам отношений, в которые они вносят беспорядок, и по видам взысканий, которые за них применяются.

Составы проступков закрепляются в гражданском, административном, финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве и других отраслях права. Проступки подразделяется на три вида — административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемые соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций. Так, административные проступки, которыми причиняется значительный ущерб гражданам, иным лицам, являются одновременно и гражданскими деликтами. При этом споры, связанные с его возмещением, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, тогда как ответственность за совершение административных проступков применяется в административном порядке.

В соответствии со ст.10 Кодекса об административном правонарушении «административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность». К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др..

Характерная особенность административных проступков заключается в том, что правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.

Субъектами административных проступков могут быть граждане и должностные лица. Последние подлежат административной ответственности за административные проступки, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. В настоящее время административную ответственность могут нести и юридические лица — предприятия, организации, учреждения — за допущенные ими нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.

Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение трудовой воинской, учебной или иной дисциплины. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, которое в силу своего положения обязано соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности.

Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарного взыскания руководителем соответствующего предприятия, организации, учреждения. В случаях, когда дисциплинарный проступок совершает руководитель предприятия, организации учреждения, вопрос о его привлечении к дисциплинарной ответственности решает вышестоящее должностное лицо или орган, которому подчинено данное предприятие, организация, учреждение.

Специфика гражданских правонарушений состоит в том, что их составы не перечисляются в гражданском законодательстве. И в этом нет необходимости. Правонарушениями в гражданском праве признаются любые виновные противоправные деяния, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным неимущественным благам: чести и достоинству человека, его деловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам.

Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. Поэтому в зависимости от оснований, влекущих обязанность возместить причиненный вред, выделяют правонарушения, связанные с неисполнением гражданских договоров, и правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим лицам.

В гражданском праве вред понимается как любое умаление личного или имущественного блага. Материальный вред связан с имущественными потерями для потерпевшего (утратой или порчей вещи, несением дополнительных денежных расходов, выполнением каких-либо дополнительных действий и др.). Моральный вред может и не влечь материальных утрат, как, например, в случае распространения каких-либо позорящих человека сведений, унижающих его честь и достоинство. Однако современное гражданское законодательство Российской Федерации признает возможным возмещать его в денежной форме. Такое возмещение часто носит чисто символический характер и служит больше целям наказания правонарушителя, нежели реального возмещения морального вреда.

Правонарушение имеет сложное строение, структуру. Оно состоит из четырех элементов, образуется только при наличии

  • 1. субъекта правонарушения;
  • 2. субъективной стороны правонарушения;
  • 3. объекта правонарушения;
  • 4. объективной стороны правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из них деяние меняет свое качество и может быть чем угодно, но не правонарушением. Это положение является общепризнанным в юридической литературе и правоприменительной деятельности.

Субъектами правонарушения выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также коллективные образования. Хозяйственные организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки. В Российской Федерации названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.

Субъективную сторону правонарушения образует психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Для признания противоправного деяния правонарушением, как уже говорилось ранее, необходимо наличие вины, т.е. осознание субъектом общественной опасности своего деяния. Вина характеризует также психическое отношение субъекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправного деяния и выражается в двух формах — умысле или легкомысленность.

Умысел характеризует крайнюю форму негативного отношения правонарушителя к обществу, государству, правам других лиц. Деяние признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало вредоносный, общественно-опасный характер своего действия, предвидело его вредные последствия и желало либо сознательно допускало наступление этих последствий.

Значительная часть правонарушений может совершаться только умышленно. Например, нельзя осуществить по неосторожности, грабеж, разбой или изнасилование. Однако имеются и правонарушения, совершаемые без целей причинить кому-либо вред. Лицо действует так, что причиняет его вопреки своим желаниям и воле. Такая вина правонарушителя называется легкомысленностью. При этом выделяют две формы легкомысленности: небрежность и самонадеянность.

Небрежность выражается в том, что лицо не предвидеть возможности наступления общественно-опасных последствий своего действия или бездействия хотя оно должно было и могло их предвидеть.

При самонадеянности лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно надеется их предотвратить.

Объектом противоправного деяния являются охраняемые государством общественные отношения и, следовательно, нормы, правоотношения, правопорядок, демократического общества.

Объективная сторона правонарушения — внешнее проявление противоправного деяния, его общественно вредные последствия. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения — очень сложный элемент состава правонарушения, требующий для его установления много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа.

Элементами объективной стороны правонарушения являются:

  • а) деяние (действие или бездействие);
  • б) противоправность, т.е. противоречие его предписаниям правовых норм;
  • в) вред, причиненный деянием, т.е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);
  • г) причинная связь между деянием и наступившим вредом, т.е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало ли по времени то или иное поведение наступившему результату или нет.

Обязанность и ответственность;

Обязанность –это совокупность моральных обязательств человека перед обществом. Он выступает как нормативная категория, которая регламентирует социальные обязанности, котор должен выполнять индивид в силу общественной необходимости. Проблема обязанности есть проблемой соотношения личного и общественного интереса.

Суть обязанности старались сформулировать еще известные религиозные проповедники. Китайский мудрец Конфуций выделил несколько принципов обязанности каждого гражданина: каждый должен исполнять свой долг (наложенный на индивида ее положением в социальной структуре, основу которой составляет семья) — и, быть верным хозяину — чхун, уважать старших — сяо, придерживаться всех упроченных обрядов, церемоний, правил поведения – «лі» и вшановувати предков. А на вопрос своего ученика, можно ли вся жизнь руководствоваться одним словом, мудрец ответило: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе». Этот принцип стал основанием общечеловеческой моральной обязанности и приобрел название «золотое правило морали».

Христианский проповедник Моисей провозгласил известные десять божьих заповедей, каких должен придерживаться каждый истинный христианин.

Будда определил такие степени духовного подъема: истинное убеждение, истинное намерение, истинное слово, истинный поступок, истинный стиль жизни, истинное старание, истинная память, истинное сосредоточение.

Мухаммед вменял в обязанность каждого мусульманина: «Не быть тебе истинным верующим, пока не пожелаешь ты брату своему того, что желаешь себе».

Большим вкладом в философское осмысление категории обязанности постоянная концепция классика немецкой философской мысли И. Канта. Мыслитель выдвинул идею категоричного императива.

Императив — это суть правила. За И. Кантом, различают две разновидности правил (императивов)- категоричный и гипотетический. Гипотетический императив — это правило, которое вменяет в обязанность человека делать что-то ради определенной цели (например, учиться, чтобы в будущему получить красивую профессию, удерживать семью и т.п.). Категоричный императив — это правило, которое вменяет в обязанность человека делать что-то безотносительно к какой-то цели. В этом, за И. Кантом, и состоит суть общего проявления моральной обязанности. Перед сознанием человека этот императив возникает в трех формулах.

Первая формула категоричного императива — это «формула универсализации: «чины только соответственно такой максиме (установки воли), руководствуясь которой ты когда можешь потребовать, чтобы она постоянная общим законом». Итак необходимо действовать в соответствии с упроченными моральными законами — не обманы, не укради, не вбей и др. — и ни одна ситуативність не оправдает их нарушения, даже если это осуществлено ради общего блага.

Вторая формула категоричного императива — это «формула персональності»: «чины так, чтобы ты всегда относился к человечеству как в своем лице, так и в лице кого-нибудь другого также как к цели иd никогда не относился бы к нему только как к средству». Друзей избирают не ради того, чтобы их можно было использовать, благородные люди должны быть твоей целью, ты имеешь стремиться поддерживать с ними дружеские отношения.

Третья формула категоричного императива — это «формула автономии»: «воля человека может быть не просто подчиненной закону, а подчиненной нему таким образом, чтобы она рассматривалась также как такая, что дает законы самой себе». Каждый отдельный человек закон морали определяет самостоятельно, в соответствии с собственной волей. Однако в таком случае не признаются никакие общепризнанные системы морали, даже религиозные заповеди. Кант оправдывает свою позицию тем, что автономия моральной воли не предусматривает человеческого произвола: человек должен не совершать все, что ей захотится, а наоборот — определить соответствующие закону основы собственной воли, не подменивая их ни «максимами себялюбия», ни лакейским послушанием относительно «господствующих идей» и распоряжений сильных мира этого.

Идеи Канта сыграли существенную роль в формировании представлений об обязанности. Тем не менее, если Кант понятия обязанности связывал с наличием морального закона в самом человеке, то современная этика, которая базируется на положениях марксистской теории, выходит из социальной сущности человека и социальной формы его существования, в силу чего человек всегда имеет обязанности в отношениях с обществом, коллективом, людьми. Обязанность – это совокупность требований, которые предъявляются обществом человеку, которые выступают перед ею как ее обязательства и соблюдения которых есть ее внутренней моральной потребностью.

Кантівське вывод основных принципов моральной обязанности не является абсолютным. Так вот ныне остаются актуальными поиски основных его принципов. Так, возникло несколько новых подходов к определению сущности морального обязанност-обновленный категоричный императив.

В частности, Г. Йонас предложил такую формулу категоричного императива (книга «принцип ответственности»): «чины так, чтобы результаты твоего чина не были разрушительными для возможностей жизни в будущему, или просто не совершай вреда условиям дальнейшего существования человечества на Земле».

Немецкий философ современности К.-О. Апель дало другое формулирование категоричного императива: «во-первых, во всех действиях надо выходить из того, чтобы обеспечить выживание человеческого рода как реального коммуникативного сообщества, во-вторых, из того, чтобы в реальном коммуникативном сообществе осуществлять идеальное».

Специфическое содержание обязанности, которая содержится в общественных моральных требованиях, может быть раскрытое через определение его видов. Разные виды обязанности обусловленные содержанием сфер деятельности и отношений людей, в которых выполнения надлежащего может гарантировать гармоническое согласование общественных и личных интересов. Так, трудовая деятельность поддерживается профессиональной обязанностью, товарищеской обязанностью перед коллективом; гармонические отношения между людьми устанавливаются благодаря выполнению дружеской обязанности; счастье семейных отношений оказывается зависимым от выполнения супружеской и родительской обязанности. Важно выделить и патриотичная обязанность как зобов’язаність и ответственность перед родиной. В жизни людей между отдельными видами обязанности могут возникать разногласия (например, между обязанностью перед коллективом и семейной обязанностью), решения которого зависит от системы ценностей личности и общества, способности к согласованию норм и побуждений, возможностей оценки и выбора.

Понимания «моральной обязанности» всегда связывается с добровольностью, действием по внутреннему убеждению. Обязанность, выполняемый через страх ли ради вознаграждения, теряет статус моральной обязанности Сформированность этого чувства, понимания его разрешает и принуждает делать добро, совершать за совестью не только в соответствии с требованиями общества, а и в соответствии с внутренними убеждениями.

Итак, обязанность – высшая моральная зобов’язаність, что стала внутренним качеством и стимулом свободного поведения личности, это органическая необходимость, которая согласовывает личные и общественные интересы.

Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.

Сегодня у нас в теме два базовых понятия нравственной жизни: обязанность и ответственность.

Обязанность, обязательство –то, что подлежит безусловному выполнению. Обычно обязанности вытекают из законов при приложении их к жизни, к конкретным обстоятельствам, поскольку законы носят общий характер, а обязанности – прикладной. Нравственные обязанности вытекают из законов нравственных, гражданские – из гражданских. Например, заповедь «чти отца и мать» порождает обязанности послушания родителям, заботу о них в старости, исполнения их завещания, молитвы об их упокоении по смерти.

Обязанности по воплощению в жизнь гражданских законов обычно изложены в правилах, инструкциях, требующих точности в исполнении. Исполнение же нравственных законов, в зависимости от обстоятельств и человеческого фактора, может приобретать самые разнообразные формы. Например, известная Заповедь блаженства говорит: блаженны милостивые. Один христианин, помня об этом, проходя мимо нищего на улице, подал ему. Другой, посетил в больнице знакомого, и, чем мог, утешил его. А третий помог знакомой бабуле выкопать урожай картошки. Все исполнили заповедь о милостыне, но каждый по-своему, применительно к своим обстоятельствам.

Мы можем брать на себя обязанности добровольно, например, перед обществом и своей совестью за порядок вокруг нас, за чистоту, соблюдение нравственности, защиту детей и слабых. Взяв на себя эти обязанности, мы делаем замечание в общественном месте грубиянам, курильщикам, бесстыдникам, вызываем скорую помощь совсем незнакомому человеку, помогаем выносить вещи из чужого дома при пожаре, убираем брошенный кем-то мусор. Что побуждает нас добровольно брать на себя эти обязанности? Нравственное чувство, звание христианина, гражданина. Но надо понимать, что такое поведение может не всем понравиться и вызвать негативную реакцию. В случае непрошенной помощи кому-либо наша услуга может оказаться медвежьей (например, взялись поднести банку с молоком, и уронили). При всем том, обязанности которые мы берем на себя не по страху наказания, а добровольно, по совести, бывает наиболее ценны для духовного возрастания.

Обязанности бывают трёх видов:

3. К самому себе (забота о своем о спасении, духовном самосовершенствовании, здоровье, образовании)

Коллизия обязанностей.Латинское слово collisio означает столкновение.

Под именем коллизии обязанностей понимается такое стечение обстоятельств в жизни человека, когда возникает необходимость в одно и то же время исполнить две обязанности, так что, исполняя одну, он делается нарушителем другой. Можно сказать короче, что коллизия – это необходимость исполнить одновременно две несовместимые обязанности. Можно и совсем коротко: это столкновение обязанностей.

Поясним на примерах.

Настоятель обязан заботиться об охране храма. У него даже есть для этого ружье. Может ли он стрелять из этого ружья по человеку?

Знакомый просит занять ему крупную сумму денег. Если дать, то не хватит на оплату коммунальных услуг. Давать или не давать?

Родные приглашают на юбилей, а сейчас идет Великий пост.

Примеров таких коллизий можно привести бесчисленное множество.

Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы по возможности не допускать подобных ситуаций. Иногда их можно заранее предвидеть и предотвратить. Иногда они происходят от нашего неправильного поведения, лени, глупости. Если садиться пьяным за руль или курить на складе с боеприпасами, то можно попасть не только в коллизию.

Но как быть, когда коллизии происходят по стечению независящих от человека обстоятельств? Чем руководствоваться в таких ситуациях? Святые и мудрые отцы советуют в таких случаях из двух зол выбирать меньшее, из двух добродетелей – большую. Обязательно помолиться. Если можно – отложить решение. Время идёт – ситуация изменяется. Пока то да сё, может быть, султан умрёт, или осёл вдруг заговорит. Особая мудрость проявляется в том, когда удаётся найти «соломоново» решение, когда и овцы остаются целыми, и волки бывают накормлены.

Долг —это разновидность обязанности, которую мы должны исполнить в ответ на оказанное нам благодеяние.

Ответственность – это тоже разновидность обязанности, а именно обязанность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия. Мера ответственности, естественно, зависит от степени нашего личного участия в происходящих с нами и вокруг нас событиях. Причем бездействие тоже может рассматриваться как участие.

Чувство ответственности – это одно из проявлений нравственного чувства. Нормальный человек не спрашивает: «А почему я должен отвечать за свои поступки?» Это чувство вложено Богом в человеческую природу наряду со стыдом и совестью.

Библейским прообразом человеческой ответственности за всякое сознательно сделанное зло является привлечение Адама к ответу перед Творцом за первородный грех.

Существуют два вида ответственности:

1. Внутренняя ответственность перед совестью и перед Богом. Люди, верующие в Бога, главный ответ за свои поступки держат перед совестью и перед Богом. И не только за поступки, но даже и за мотивы поступков, за тайные намерения.

2. Второй вид ответственности – внешняя. Это ответственность перед людьми за нарушение законов и неисполнение (или плохое исполнение) своих обязанностей. Такой вид ответственности мы принимаем на себя вместе с должностью и званием. Всякая должность, общественное положение, высокое звание (в том числе епископа, священника, диакона) связаны с ответственностью. Неисполнение своих обязанностей влечет за собой наказание. Поэтому наказание и страх наказания являются постоянными (и весьма неприятными) спутниками ответственности. Они настолько тесно связаны, что наказание даже называют привлечением к ответственности.

Всем людям, начиная с Адама и Евы, присуще желание уклониться отответственности за свом поступки. Обычно используется один из ниже перечисленных способов:

– «перевод стрелки» на кого-то другого (Адам – на Еву, Ева – на змея),

– самооправдание: в этом случае указывают на непреодолимые обстоятельства, на неведение (я же не знал, я не мог этого предположить!), на хорошие намерения (я же хотел сделать, как лучше!),

– контробвинение (на себя посмотрите),

– ложь (Вова, кто лазил в холодильник? – я не лазил),

– отсутствие доказательств (а вы докажите, что это сделал я).

Подобное проявляется даже на исповеди. Очень часто люди присоединяют к исповеди грехов самооправдание, чтобы показать себя невинными или хотя бы преуменьшить свою вину.

Ответственность бываетличная и коллективная.

Примеры коллективной ответственности: за оплошность подчиненного попадает и начальнику, за ошибку начальника достается подчиненным, взятие заложников; утрата знамени влечет за собой расформирование всей воинской части.

Как в человеке формируется сознание нравственной ответственности? Это происходит постепенно, в процессе развития и становления личности. До совершеннолетия об этом заботятся родители. Пока ребёнок находится под усиленной родительской опёкой, для развития ответственности нет условий. Она начинает проявляться и развиваться в ситуациях выбора. И родители должны предоставлять ребёнку, по мере взросления, такую возможность: делать выбор и нести ответственность за него (приготовь сегодня уроки сам; вот тебе деньги, сходи в магазин за хлебом; посиди с младшим братом, пока мы вернёмся); Часто в обыденной жизни мы называем такой процесс воспитанием самостоятельности: «сам делай и сам отвечай за свои поступки». К окончанию школы чувство ответственности должно быть достаточно развито для самостоятельной взрослой жизни. К совершеннолетию человеку пора осознать ответственность не только за мелочи быта, но и по отношению к Отечеству, народу, Церкви.

Чувство ответственности формируется также при общении с духовником – духовное чадо знает, что за все поступки придётся держать перед ним отчет. Но только на духовнике не должно всё останавливаться. Еще более важная цель духовного руководства – воспитание чувства ответственности перед совестью и перед Богом.

Ответственность выполняет две важнейшие функции:

– дисциплинирует личность и направляет ее силы.

– она удерживает большинство живущих в мире людей от совершения самых различных преступлений.

Мы знаем уже, что ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки. А могут случиться такие ситуации, когда человек за свои поступки отвечать не будет? Наверное, все-таки могут. В богословии, медицине, правоведении существует проблема вменения: такие случаи особо рассматриваются и изучаются. Суд, например, не вынесет приговор преступнику, если существует сомнение, что во время совершения преступления он находился во вменяемом состоянии. В таком случае назначается медицинская экспертиза. Убийца Оптинских монахов, например, был признан психически ненормальным, невменяемым и направлен на принудительное лечение.

Слововменение означает возложение ответственности. Священное Писание признает человека нравственно-свободным, управляющим своею собственною волею и поступками и, следовательно, ответственным за них перед судом Божиим. Господь в Ветхом завете сказал чрез пророка: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30:15-19).

Человек несет нравственную ответственность только за те поступки, которые он совершает:

1. в сознательном состоянии,

2. и будучи свободен в выборе.

Только тогда эти поступки вменяются человеку в вину или в заслугу. В противоположность этому, люди, не сознающие своих поступков или же насильно вынужденные совершать их против своей воли, считаются невменяемыми, и ответственности за эти поступки не несут. Эти условия вменения признает также гражданское законодательство.

Примеры бессознательных состояний, влияющих на вменение.

Младенчество. Малые дети, в которых еще не действует (или не в полной мере действует) нравственное чувство, даже причащаются без исповеди. Также психические заболевания, состояние аффекта, сон, опьянение.

Однако состояние опьянения, хотя лишает человека осознания поступков, не освобождает его от ответственности, поскольку любой человек знает о последствиях неумеренного употребления алкоголя.

Неведение не освобождает человека от вменения, если он мог узнать, но не приложил к этому собственных усилий. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47-48). Гражданское право так же говорит, что незнание закона не освобождает от наказания. Как только закон опубликован в официальных средствах массовой информации, он вступает в силу.

Второе условие невменения – это отсутствие свободы выбора. Что может лишить человека свободы выбора? Например, принуждение. Если человек подписал документ под пытками, то это считается недействительным.

Не только принуждение может лишить человека свободы выбора, это могут сделать обстоятельства. В таком случае говорят о невольных поступках. Невольные поступки освобождают от ответственности или уменьшают вину. В Ветхом Завете для невольных убийц были назначены города-убежища, где они были защищены от мести родственников.

Очень сложен вопрос о коллективном вменении. Грех Адама, например, вменяется каждому человеку. За грехи родителей часто приходится страдать детям («кровь Его на нас и на детях наших», наследственные болезни). Эти вопросы признаются труднопостижимыми для человеческого ума.

Приложение к теме 9

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Чем отличается обязанность от ответственности?

В моем восприятии все элементарно. Ответственность (если брать не в юридическом плане, к примеру, согласно заключенных договоров) — это нечто такое, что человек возлагает на себя сам. Обязанность — это нечто, что «общепринятое». Это если говорить с точки зрения морали.

Если же рассматривать с юридической точки зрения, то «обязанность» относится к выполняемым действиям, а «ответственность» — к результатам каких-то (не обязательно своих) действий.

Ответственность — это разновидность обязанности, только это обязанность, которую человек наложил на себя сам, ориентируясь на своё понимание жизни, свои ценности и убеждения, моральные принципы.

Есть и другое значение у слова «ответственность». Его часто рассматривают как оценку другими или обществом поведения или действий человека. Например, в словосочетании «уголовная ответственность» мы имеем дело именно с этим случаем.

Обязанность — это долг, который возложен на человека в определённом обществе. Если понимать обязанность как долг, возложенный им на самого себя (а такой смысл слова тоже имеет право на существование), то в этом случае слова «обязанность» и «ответственность» могут быть синонимичными, но не взаимозаменяемыми, т.к. ответственность предполагает больше личного участия в принятии решения, согласно каким правилам человеку действовать.

В моем понимании эти два слова схожи, отличия не большие.

Обязанность— это когда ты должен что-то сделать. Расшибись, но сделай.

Ответственность— ты должен что-то сделать, но не всегда обязан.

Люди некоторые могут перекладывать свои обязанности на других или пренебрегать своими обязанностями, увиливать от их выполнения. Это как говорится на их совести.

Для меня лично обязанность и ответственность- синонимы. Потому что если на мне лежит какая-то ответственность, то я это делаю и выполняю всегда. Считаю это своей обязанностью.

Обязанность — это стресс для человека. Идет от желания быть хорошим, всем нравиться этой хорошестью, выслуживать таким образом любовь. Зачастую люди сами начинают себя к чему-то обязывать и принуждать, а потом зляться на окружающих, что те собой не жертвуют и не делают то же самое. А ответственность — это приятие жизни и себя в ней. Типа » что посеяшь, то и пожнешь».И некого винить. Ни себя, ни окружающих.

Под обязанностью следует понимать, как правило, соблюдение морально — этических норм, положений инструкций, уставов и т.п. Ответственность — наложенный на человека по роду его занятий служебный долг по соблюдению сохранности имущества, общественного порядка, здоровья и безопасности людей и т.д., нарушение которого влечет за собой административное и уголовное наказание.

Обязанность это необходимость совершать те или иные действия. Иными словами это действие, которые совершается тем или иным человеком, например, в раках работы.

Ответственность можно трактовать в двух значениях одно как наказание за совершенные или несовершенные действия другое это как самоконтроль. Ответственность это последствие того что было совершенно.

Обязанность — это конкретные функции, которые человек должен выполнять. А ответственность имеет более широкий смысл. Включает все действия или последствия, которые связаны с этим предметом.

То есть обязанность, это когда муж должен выносить мусор по четвергам. Ответственность — когда муж отвечает за все заботы, которые связаны с его семьёй.

Если рассуждать чисто по-обывательски, то обязанность — это то, что я непременно должен делать, чтобы мне за это ничего (кроме вознаграждения) не было. А ответственность — это то, что мне будет (кроме вознаграждения) за неисполнение обязанности! Всё предельно просто и ясно!)

Обязанность — это когда Вы должны, что-либо сделать обязательно, так как сами этого захотели а ответственность совсем другое — это ваше общее видение ситуации и Вы сами решаете быть ответственным в данной ситуации или нет.

Обязанность — это скорее всего какие-то действия которые человек должен выполнять по своему роду деятельности, направлению. А ответственность — это нечто глубокое, сознательное чувство долга перед кем -то.

На мой взгляд, обязанность, в отличии от ответственности — нечто не до конца осознанное.

Ответственность — человек понимает что и для чего он делает.

Обязанность — это пункт договора. Любого, хоть устного, хоть незаконного, хоть государственного, любого.

Ответственность — это мера наказания за несоблюдение обязанностей.

Из википедии аналогичные определения, но более сложные:

(да, есть и духовные определения, но они неконкретные. А эти определения совершенно конкретны т точны)

Обязанность — Круг действий, возложенных на кого нибудь и безусловных для выполнения

Ответственность — Определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др

ПС: то что написано в других ответах — это феерично и феноменально. Отлично показывает, что у большинства народа нету точных и не противоречивых определений простых слов. Иначе говоря «с большинством людей невозможно вести разумный диалог в силу того, что они не знают смысла даже тех слов, которые они используют».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×