0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каких случаях наступает административная ответственность

Административная ответственность. наступает при наличии админист­ративного проступка;

наступает при наличии админист­ративного проступка.

Административный проступокэто посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосто­рожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством (например, Кодексом об административных правона­рушениях).

Административная ответственность в Российской Федерации наступа­ет для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в воз­расте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонару­шителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применя­ются в соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 26 июня 1999 года № 120-ФЗ (в ред. от 13 января 2001 года).

Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за администра­тивный проступок несут дисциплинарную, а не административную ответ­ственность. Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет применено административное взыскание, а военнослужа­щий за аналогичный проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях военнослужащие несут административную ответственность наряду с гражданскими лицами (например, за наруше­ние правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможен­ных правил и т. д.).

Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины.Например, руководитель автопредприятия несет администра­тивную ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия.

Административная ответственность не может применяться:

1) при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет адми­нистративной ответственности, но не освобождается от материальной от­ветственности перед третьими лицами);

2) в случае состояния невменяемости лица в момент совершения пра­вонарушения;

3) если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе не имело их;

Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель пользуется дипломатической неприкосновенностью. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося им­мунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и довершившего на территории Российской Фе­дерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Субъектами административной ответственности могут быть как физичес­кие лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим адми­нистративную ответственность физических лиц, является Кодекс об адми­нистративных правонарушениях (КоАП). Законодательство об администра­тивных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.

Мерой ответственности за административное правонарушение являет­ся административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Преду­преждение выносится в письменной форме.

2. Административный штрафявляется денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффи­циентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — минималь­ный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной деся­той минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда — для граждан, для должност­ных лиц — пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридичес­ких лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства Россий­ской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Рос­сийской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного зако­нодательства Российской Федерации, а также законодательства Россий­ской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окру­жающей природной среды, о государственном регулировании производ­ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в предыдущем абзаце, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных раз­меров оплаты труда, для юридических лиц — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимос­ти предмета административного правонарушения, а также исходя из сум­мы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных на­логов, сборов. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Возмездное изъятие мера административного нарушения, состоя­щая в принудительном изъятии предмета, который являлся орудием пра­вонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъя­того предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

4. Конфискация принудительное безвозмездное изъятиие предмета, явив­шегося орудием совершения административного правонарушения. Напри­мер, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное вос­произведение товарного знака. Конфискация должна осуществляться в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

5. Лишение специальных прав(права управления транспортным средст­вом, права охоты и т. д.) — применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвали­дам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспорт­ным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управ­ления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствова­ния на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного проис­шествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может приме­няться к лицам, для которых охота является основным законным источ­ником средств к существованию.

6. Административный арест применяется за правонарушения, близ­кие к преступлениям, либо за повторные грубые административные пра­вонарушения. Административный арест заключается в содержании нару­шителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного по­ложения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонару­шений и не может применяться к:

а) беременным женщинам;

б) женщи­нам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

в) лицам, не дос­тигшим возраста восемнадцати лет;

д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

7. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без

8. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юриди­ческим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а так­же к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Административные взыскания подразделяются на основные и дополни­тельные. Возмездное изъятие и конфискация предмета может применять­ся в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные — только в качестве основных (ст. 3.3 КоАП).

Административные взыскания следует отличать от мер администра­тивного пресечения, которые предшествуют применению административ­ного взыскания и направлены на прекращение правонарушения.

В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности за­держанного. Обычно административному задержанию подвергаются ли­ца, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок администра­тивного задержания может длиться не более трех часов либо до рассмот­рения дела о правонарушении народным судьей или начальником органа внутренних дел. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр ве­щей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имею­щим взыскание в течение установленного срока. Применять администра­тивные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве еще не ре­шен вопрос о компетентности лиц, применяющих взыскание.

Особую область представляет административная ответственность ор­ганизаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране ок­ружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т. д. Основной мерой адми­нистративной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сро­ком до трех месяцев.

Общие выводы.

Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Если конституционное право за­кладывает основные принципы деятельности государственного механиз­ма, то административное право приводит этот механизм в действие, не­посредственно закрепляет существующую систему органов исполнитель­ной власти, регулирует государственную деятельность в области внутрен­него управления и вытекающие из этой деятельности юридические от­ношения между властью и гражданами. Административное право за­крепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государст­венной администрации.

Без управления не может существовать ни одно государство. Анархия и произвол — прямой путь к самоуничтожению общества и государства.

Литература

Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Феде­рации. Учебник: В 2 ч. М.: ТЕИС, 1996.

Гойман Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Правоведение: Учебник. М., 2003.

Коренев А.П. Административное право России. Учебник: В 3 ч. М.: МЮИ МВД России, 1996.

Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское администра­тивное право. Учебник. М.: Юрист, 1996.

Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1997.

Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях. М., 2002.

Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998.

Четвериков Б.С. Административное право. Учеб. пособие. М.1998.

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Правила ч. 1 ст. 2.1 определяют понятие административного правонарушения. Это:

1) противоправное деяние. Иначе говоря, оно нарушает нормы:

— законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти законы приняты в соответствии с КоАП;

— международных договоров, действующих для Российской Федерации;

— общепризнанных принципов и норм международного права, составляющих часть правовой системы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 1.1).

Если деяние лица нарушает нормы УК, то налицо не административное правонарушение, а преступление . Если деяние лица нарушает нормы НК, то налицо не административное правонарушение, а налоговое правонарушение (см. об этих понятиях подробнее в книгах: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Библиотечка РГ», 2009; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005). Следует отличать административное правонарушение и от деяний, нарушающих нормы гражданского, банковского, трудового и т.п. законодательства. Главное, что позволяет отличить административное правонарушение от упомянутых выше и иных правонарушений, — это то, что при административном правонарушении нарушаются именно нормы законодательства об административных правонарушениях (в т.ч. и в случаях, когда это законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, иными правовыми актами): вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.1 и п. 3 ч. 1 ст. 1.3, см. коммент. к ним);

2) виновное деяние . Оно выражается как в активном поведении правонарушителя, так и в его пассивном поведении. Иначе говоря, объективная сторона административного правонарушения может выражаться:

— в совершении определенных действий;

— в том, что лицо бездействовало , хотя обязано было совершить определенные действия (например, не представило в таможенный орган отчетность);

3) деяние, за которое установлена административная ответственность. Меры административного наказания перечислены в ст. 3.2 (см. коммент. к ней).

2. Административная ответственность наступает лишь постольку, поскольку налицо состав административного правонарушения , включающий:

1) объект — то, на что направлено административное правонарушение. В качестве таких объектов выступают различные группы общественных отношений, в охране которых заинтересовано государство. Конкретными же объектами являются имущество, права, интересы, иные блага граждан, юридических лиц, государства и общества (они охарактеризованы в ст. 1.2, см. коммент. к ней). С учетом объекта административного правонарушения строится Особенная часть КоАП. Исходя из изложенного, следует иметь в виду, что объектами административного правонарушения являются:

— права граждан (см. коммент. к ст. 5.1-5.44);

— здоровье , санитарно-эпидемиологическое благополучие, нравственность и т.п. блага граждан (см. коммент. к ст. 6.1-6.14);

— имущество граждан и организаций, государства, муниципальных образований, иных субъектов собственности (см. об этом коммент. к ст. 7.1-7.27);

— отношения, связанные с охраной окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);

— отношения в области промышленности, строительства, энергетики и т.п. (см. коммент. к ст. 9.1-9.14);

— отношения в сфере сельского хозяйства и мелиорации земель (см. коммент. к ст. 10.1-10.14);

— отношения в области транспорта (см. коммент. к ст. 11.1-11.29);

— отношения в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1-12.36);

— отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности (см. коммент. к ст. 14.1-14.25);

— отношения в сфере финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг и т.п. (см. коммент. к ст. 15.1-15.26);

— отношения в сфере таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.20);

— отношения, связанные с охраной государственной власти и государственной границы (см. коммент. к ст. 17.1-18.14);

— отношения в сфере общественного порядка, общественной безопасности и порядка управления (см. коммент. к ст. 19.1-20.27);

— отношения в области военного учета (см. коммент. к ст. 21.1-21.7);

2) объективная сторона административного правонарушения. Это описанные в той или иной статье КоАП признаки конкретного административного правонарушения, которые характеризуют:

а) сам процесс его совершения (например, в ст. 15.7 так описывается административное правонарушение: открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или ИП без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или в органе государственного внебюджетного фонда);

б) способ его совершения (т.е. в форме действия или бездействия, путем применения особых ухищрений, технических средств, использования служебного положения и т.п.);

в) время, место, обстановку его совершения;

г) наличие вредного, опасного последствия административного правонарушения (например, умышленная порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение этих документов, повлекшее их утрату, см. коммент. к ст. 21.7). В целом же для административного правонарушения характерны т.н. «формальные составы» правонарушений (т.е. административное наказание применяется вне зависимости от того, наступил ли вредный результат или нет: важен сам факт посягательства на те или иные охраняемые отношения);

д) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредным последствием (например, небрежное хранение военного билета явилось причиной его утраты);

3) субъект административного правонарушения. Им признаются совершившие административное правонарушение:

а) физические лица . При этом речь идет о лицах:

— достигших определенного возраста (см. коммент. к ст. 2.3);

— не признанных невменяемыми (см. коммент. к ст. 2.8);

— относящихся к должностным лицам, ИП и др. (см. об этом коммент. к ст. 2.4);

б) юридические лица (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

Довольно часто административное правонарушение совершают несколько субъектов административного правонарушения (например, несколько физических лиц, несколько юридических лиц, одно физическое лицо и две организации). Тем не менее, КоАП не придает столь существенного значения совершению административного правонарушения «группой лиц», «по предварительному сговору» и т.п., как это делается в нормах УК (это объясняется большой общественной опасностью преступлений по сравнению с административным правонарушением);

4) субъективная сторона административного правонарушения — это отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям. Она проявляется в различных формах вины , а именно:

— прямого умысла . Лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления;

— косвенного умысла . Лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его последствия, не желает прямо их наступления, но в то же время сознательно их допускает или относится к ним безразлично (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 2.2);

— легкомыслия (самонадеянности) . Лицо осознает, предвидит возможность наступления вредных последствий деяния, но не желает их, более того, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить;

— небрежности . При этой форме лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (см. об этом коммент. к ч. 2 ст. 2.2).

При отсутствии вины состав административного правонарушения также отсутствует.

В ряде случаев для последнего также необходимы:

— мотив (например, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты обязателен корыстный мотив, см. об этом коммент. к ст. 7.27);

— цель (например, такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества, присуща такая цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу, см. об этом коммент. к ст. 7.17).

Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности. Именно поэтому в настоящем комментарии все административные правонарушения, указанные в Особенной части КоАП, анализируются по стандартной схеме: дается характеристика объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон административного правонарушения;

5) в ряде случаев (хотя посягательство на охраняемые КоАП права, интересы, блага налицо) административная ответственность не наступает, т.к. этому препятствуют определенные обстоятельства. К числу последних относятся, в частности:

а) недостижение лицом возраста , указанного в ст. 2.3 (см. коммент. к ней);

б) совершение деяния в условиях крайней необходимости (см. об этом коммент. к ст. 2.7);

в) совершение посягательства лицом, находящимся в состоянии невменяемости (см. об этом коммент. к ст. 2.8).

3. Специфика правил ч. 2 ст. 2.1 состоит в том, что:

1) они посвящены только одному из субъектов административного правонарушения — юридическому лицу. При этом для правильного применения ч. 2 ст. 2.1 нужно учесть, что:

а) в соответствии со ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом , может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (выделено мной — А.Г.);

б) к административной ответственности привлекаются не только российские, но и иностранные юридические лица и международные организации;

2) в соответствии с ними юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если:

а) установлена возможность юридического лица соблюсти нормы КоАП (законов субъектов Российской Федерации), нарушение которых предусматривает административную ответственность. Иначе говоря, необходимо в порядке, определенном КоАП, доказать, что это лицо могло соблюсти упомянутые нормы, т.к. все возможности для этого у него имелись. Бремя доказывания возлагается на судью, орган, должностное лицо, осуществляющих производство и рассмотрение дел по административному правонарушению: презумпция невиновности (см. об этом коммент. к ст. 1.5) действует и в отношении юридического лица;

б) в ходе рассмотрения дела выяснено, что данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры, обеспечивающие соблюдение норм КоАП (законов субъектов Российской Федерации).

Если же принятие этих мер зависит от других юридических лиц (например, его учредителей), от государственных органов (например, нарушивших установленные сроки выдачи лицензии, сертификата), от физического лица (например, участников юридического лица), то нельзя говорить о виновности данного юридического лица.

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 2.1, нужно учесть, что:

1) назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности физических лиц, виновных в совершении данного административного правонарушения.

Иначе говоря, административное наказание назначается и юридическому, и физическому лицу, виновному в совершении этого же административного правонарушения (например, ст. 15.1 предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций как должностных лиц организаций, так и самих юридических лиц, см. коммент. к ней);

2) привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за это же административное правонарушение юридическое лицо. Оба эти лица — самостоятельные субъекты административного правонарушения, и, если будет установлена вина каждого из этих субъектов, они подлежат административной ответственности независимо друг от друга, за совершение одного и того же административного правонарушения;

3) привлечение к уголовной ответственности физического лица (дело в том, что юридические лица субъектами преступления не являются: это противоречило бы ст. 19 УК) не освобождает юридическое лицо от привлечения к административной ответственности. При этом физическое лицо привлекается к уголовной ответственности, а юридическое за это же правонарушение (но характеризуемое как административное правонарушение) — к административной ответственности.

5. Для правильного применения норм ст. 2.1 необходимо учитывать:

1) отличия административного правонарушения от преступления. Эти различия можно показать в следующей таблице.

В каких случаях наступает административная ответственность?

В каких случаях наступает административная ответственность?

Административную ответственность за совершение действий, приведших к разглашению врачебной тайны, предусматривает Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Статья 13.14. КоАП РФ за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, предусматривает наложение административного штрафа на гражданина в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностного лица – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Состав данного правонарушения формальный. Это означает, что для привлечения лица, разгласившего информацию, к административной ответственности достаточно самого факта передачи информации в нарушение специальных правил хотя бы одному лицу без наступления каких-либо тяжелых последствий. Мотивы и цели виновного на квалификацию содеянного не влияют. Субъект данного правонарушения – специальный. Им может выступать только лицо, имеющее доступ к такой информации в силу должности, исполнения своих служебных и иных обязанностей.

При назначении наказания суд учитывает все обстоятельства дела, как отягчающие, так и смягчающие ответственность. На основании ст. 2.9. КоАП РФ суд может признать административное правонарушение, повлекшее разглашение врачебной тайны, малозначительным, освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.[91]

Так, Бикинский городской суд Хабаровского края своим решением от 26 марта 2012 г. (дело № 12–16/2012) изменил постановление мирового судьи, освободив главного врача ГУЗ «Бикинский центр организации специализированных видов медицинской помощи» Волкову от административной ответственности, и объявил ей устное замечание.

Постановлением мирового судьи главный врач медицинского центра была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14. КоАП РФ. Ей было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.

Волкова, являясь должностным лицом, имеющим доступ к конфиденциальной информации, по письменному запросу адвоката, представлявшего интересы обвиняемого по уголовному делу, незаконно выдала ему заверенные копии истории болезни и амбулаторной карты пациентки Н., проходившей лечение в отделении хирургии с диагнозом «сотрясение головного мозга» и являвшейся потерпевшей по делу. Волкова полагала, что она обязана была выдать адвокату данные документы и не имела корыстного мотива или личной заинтересованности.

Потерпевшая Н. суду пояснила, что претензий к Волковой не имеет, что в центре ей была оказана квалифицированная медицинская помощь. Данные меддокументы были исследованы в суде по уголовному делу. Действия Волковой не привели к каким-либо негативным для нее последствиям, и она просит ограничиться в отношении нее устным замечанием.

Суд указал, что выводы мирового судьи о наличии в действиях Волковой состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14. КоАП РФ, правомерны, должным образом мотивированы и обоснованы и объективно подтверждаются материалами дела, заявлением потерпевшей Н. в городскую прокуратуру. Вместе с тем, в действиях Волковой не усматривается наличия корысти, личной заинтересованности, каких-либо противоправных целей использования информации, содержащей врачебную тайну, во вред Н. Данные сведения были использованы исключительно в целях рассмотрения уголовного дела с участием потерпевшей Н. и адвоката подсудимого. Каких-либо неблагоприятных последствий для Н. вследствие указанных действий Волковой не наступило. Волкова признала факт нарушения. Суд рассматривает это как смягчающее ответственность обстоятельство.

Аналогичное решение (от 11 января 2011 г.) при схожих обстоятельствах дела было принято Сивинским районным судом Пермского края в отношении главного врача медучреждения Свирепова Ю.Ю., предоставившего «для полноты рассмотрения гражданского дела» выписку из амбулаторной карты Суднишникова В.Ф. представителю ответчика по его устной просьбе.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 116 Сивинского района административное правонарушение Свирепова было признано малозначительным и ему было объявлено устное замечание. Мировым судьей помимо отсутствия в действиях Свирепова корыстных мотивов и личной заинтересованности был также учтен тот факт, что участвующие в деле ответчик и его представитель в соответствии со ст. 35 ГПК РФ имели право на ознакомление со всеми материалами дела, в том числе со сведениями, составляющими врачебную тайну, из чего следовало, что если бы те же самые сведения в отношении Суднишникова были истребованы в медицинском учреждении судом по ходатайству одной из сторон, ответчик и его представитель имели бы право на ознакомление с ними.

Суднишников обжаловал постановление мирового судьи в Сивинский районный суд, однако суд оставил жалобу без удовлетворения.

Статья 13.11. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Эти действия влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. В соответствии со ст. 28.4. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.11. и 13.14. КоАП РФ, возбуждает прокурор. Такие дела рассматриваются судом.

Тот факт, что персональные данные разглашены, например, специалистом отдела кадров, не освобождает работодателя-организацию от административной ответственности. Частью 2 ст. 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина работодателя возможна в форме умысла или неосторожности по правилам ст. 2.2. КоАП РФ. Если работодатель ознакомил работника с порядком обработки персональных данных и разъяснил недопустимость их разглашения третьим лицам, то он может избежать административной ответственности в связи с отсутствием вины в совершении административного правонарушения. На работодателя в этом случае может быть возложена обязанность возместить моральный вред работнику, персональные данные которого незаконно распространены. Это мера связана с тем, что обязанность обеспечения сохранности персональных данных работников возложена именно на работодателя (ст.86, 88 ТК РФ). На работодателя может быть возложена также обязанность возмещения материального вреда, причиненного работнику. Эта обязанность вытекает не из норм ТК РФ, а из общих правил гражданского законодательства о возмещении вреда. Согласно п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работник и работодатель могут заключить соглашение о размере и порядке компенсации материального вреда работнику.

Однако в силу ст. 238 ТК РФ работник, разгласивший персональные данные, обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом также понимается необходимость возмещения ущерба третьим лицам. Таким образом, если вред работнику был допущен по вине работника, например, отдела кадров, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Что такое административная ответственность, кто ее может понести?

Административная ответственность – это то, с чем сталкиваются многие граждане на протяжении своей жизни. Причем зачастую неумышленно, попросту не осознавая, что своими действиями или бездействиями они нарушают закон. Чтобы избежать непреднамеренного привлечения к исполнению наказания, каждому человеку стоит позаботиться об изучении хотя бы основ Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, где определены все ключевые позиции, касающиеся АО.

Понятие административной ответственности и основания для нее

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Московская область: +7 (499) 938-42-57
    • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
    • Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26

Для понимания того, что такое административная ответственность среди других видов юридической ответственности, стоит обратиться к ст.2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, где определяется основание для привлечения к АП, выступающее в качестве противоправного действия или бездействия гражданина или юридического лица, в отношении которых предусмотрены меры взыскания положениями настоящего кодекса или нормами иных законодательных актов.

Ее суть заключается в реализации уполномоченными государственными ведомствами инструментов принуждения к лицам, совершившим административной правонарушение, в регламентированном порядке.

Состав административного правонарушения

Под составом АП понимается совокупность юридических элементов, которые позволяют идентифицировать правонарушение как административное:

  • объект – то, что охраняется правовыми нормами;
  • объективная сторона – видимая сторона АП, которая позволяет ответить на следующие вопросы: как, каким образом, когда, где и с помощью каких средств было реализовано противоправное деяние;
  • субъект – человек или группа людей, нарушивших закон;
  • субъективная сторона – внутренняя сторона посягательства, где определены: вина – отношение лица к совершенному правонарушению и последствиям, мотив – причина для совершения правонарушения, цель – итоговая картина, которую стремится достичь нарушитель.

Понимание сути юридического состава обладает прямым практическим значением, так как позволяет отличить и верно квалифицировать административный проступок.

Признаки административного правонарушения

С учетом предусмотренных законом позиций в качестве признаков административного правонарушения можно выделить следующие положения:

Также важно принимать к учету явление наказуемости, когда привлечение к ответственности и назначение меры взыскания за совершение административного правонарушения обеспечено государственными установками.

Характерные черты административной ответственности

Для административной ответственности присущи несколько важных черт, которые позволяют определить ее в ракурсе иных видов юридической ответственности. В качестве основных позиций можно выделить:

  • в основе АП содержится административное правонарушение.
  • привлечение к административной ответственности за нарушения в России является ключевым инструментом борьбы с самой распространенной категорий незаконных действий – административными;
  • в качестве одной из основных целей выступает воспитательное воздействие на нарушителя и предупреждение ему же, а также всем остальным гражданам;
  • предусматривает реализацию принудительных административных инструментов, где наказание выступает лишь в качестве одного из них;
  • регламент предусмотрен как на федеральном, так и на региональном уровне;
  • обеспечивается за счет большого перечня ведомств и должностных лиц, уполномоченных за выполнение мер ответственности и назначение наказания;
  • АП предусматривает три основания: материальное – перечень норм, подразумевающих привлечение к ответственности, фактическое – сама ситуация с совершенным нарушением, процессуальное – как правоприменительный документ;
  • процедура привлечения реализуется относительно оперативно и без лишних формальностей;
  • назначение наказания не предполагает увольнение с работы и получение судимости;
  • между уполномоченными лицами и нарушителями не учитывается вертикаль служебной подчиненности.

В дополнении стоит уточнить, что административная ответственность наступает исключительно перед государством.

Виды административных взысканий

Виды административной ответственности граждан закреплены в гл.3 КоАП РФ. Всего предусмотрено несколько категорий мер взыскания, а именно:

  • предупреждение в письменном виде – обычно выносится несовершеннолетним лицам или гражданам, уличенным в легком правонарушении впервые;
  • штраф в виде установленной суммы денежных средств;
  • изъятие предмета нарушения, будь то: деньги, оружие, нелегальная продукция и т.п. – конфискация совершается на безвозмездной основе в пользование государства;
  • лишение гражданина конкретных прав, к примеру, на вождение автомобиля или на хранение оружия;
  • арест, предполагающий помещение нарушителя в условия изоляции от социума;
  • выдворение за пределы территории Российской Федерации – если нарушитель является гражданином иного государства или апатридом;
  • дисквалификация, подразумевающая наложение запрета на занимание указанных должностей – обычно это касается государственных или муниципальных служащих, а также руководителей коммерческих организаций;
  • временная приостановка функционирования предприятия и представительств;
  • обязательные работы, заключающиеся в принудительной реализации полезных для социума работ после учебной или рабочей деятельности.

Вышеуказанный список мер взыскания являются исчерпывающим. То есть использование иных категорий наказания в местном законодательстве невозможно.

Сроки рассмотрения дела об административной ответственности

В соответствии со ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается на протяжении установленного срока, которые может различаться в зависимости от нюансов ситуации:

  • в течение 15 дней с даты, когда уполномоченным ведомством были получены материалы;
  • срок увеличивается до двух месяцев, если разбирательство проводится с привлечением судебных структур;
  • также допускается продление еще на месяц, если в течение стандартного временного периода не удалось установить все важные обстоятельства, поэтому возникла необходимость в проведении дополнительных проверок;
  • если в качестве меры взыскания выступает арест или выдворение, то решение должно быть принято в течение двух суток с момента задержания нарушителя;
  • в случае с приостановлением предпринимательской деятельности или наложением временного запрета на ее осуществление дело должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента прекращения функционирования предприятия.

В дополнении по отдельным правонарушениям предусмотрены иные сроки: в пять (к примеру, ст.5.1-5.25 КоАП РФ) и десять дней (ст.14.15.2 и ст.14.15.3 КоАП РФ).

Важно принимать к учету и давность административной ответственности – период, в течение которого лицо, нарушившее положения КоАП РФ, может быть привлечено к наказанию – точная цифра отражена в ст.4.5 Кодекса и во многом определяется с учетом отдельных обстоятельств.

Какие органы рассматривают?

Строгое определение перечня лиц и ведомств, уполномоченных за открытие и ведение дел об административном правонарушении, позволяет обеспечить максимальную эффективность производства. Так, законодательством определены следующие органы и должностные лица:

  1. Судьи. Носят ведущую роль в рассмотрении дел, касающихся посягательства на: гражданские права, здоровье, благополучие население, имущество третьих лиц, финансовую систему и систему налогообложения РФ и региона, административный и общественный порядок и т.п. Их деятельность по таким случаям характеризуется как значительная гарантия прав привлекаемых к ответственности граждан.
  2. Органы внутренних дел. Ответственны в первую очередь за вынесение решения по правонарушениям, связанным с: приобретением и хранением наркотических веществ в небольших объемах, их употреблении без назначения врача; реализацией действий, направленных на нарушение безопасности движения железнодорожного, водного транспорта; незаконным сбытом продукции, продажа которой запрещена на территории РФ; нелегальными операциями с иностранной валютой; мелким хулиганством.
  3. Инспекция по правонарушениям в трудовой и социальной сфере. Данная структура в первую очередь обеспечивает интересы трудоустроенных лиц.
  4. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. Формируется местными властями для рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, которые совершены несовершеннолетними лицами. Также принимаются к учету бездействия законных представителей детей, не выполняющих родительских обязанности.
  5. Государственные ведомства, ответственные за реализацию контрольно-надзорных функций и полномочий. Структуры данной направленности очень разнообразны и зачастую изменяются, что существенно снижает возможность обеспечения реального и строгого контроля за легальностью их деятельности.

К примеру, в данную категорию входят: служба по обеспечению государственной монополии на спиртосодержащую продукцию, миграционные и пограничные ведомства, инспекция по торговле, структуры по охране и использованию недр и т.п. – на данный момент полный перечень состоит из более чем 50 подразделений государственного аппарата.

Порядок обжалования

Перед оспариванием решения по делу об административном правонарушении нужно уточнить, куда следует направить жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в вышестоящее уполномоченное ведомство;
  • в суд.

Совместно с претензией нужно предоставить ряд доказательств необходимости изменения решения. С их учетом уполномоченным лицом может быть вынесено следующее решение:

  • оставить предыдущий результат без изменений;
  • решение корректируется по отдельным позициям: снижается сумма штрафа или уменьшается количество часов по обязательным работам;
  • постановление полностью отменяется;
  • дело возвращается на повторное рассмотрение.

Постановление может быть обжаловано на протяжении 10 суток со дня вручения получения материалов – в отдельных ситуациях срок снижается до 5 дней.

Важно! Пропуск срока не обязательно лишает гражданина права на оспаривание результатов дела – время может быть восстановлено, если нарушитель сможет подтвердить уважительность обстоятельств.

Заключение

В российской практике немало людей привлекается к административной ответственности. Причем граждане зачастую даже не осознают, что они нарушают закон. Но знание основных позиций КоАП РФ, понимание того, какие меры взыскания могут быть реализованы и как можно будет обжаловать решения уполномоченных ведомств – все это позволит нарушителю обеспечить защиту собственных интересов в полной мере. Ведь не редкость, когда должностные лица интерпретируют состав проступка неверно, что становится причиной выполнения более тяжких мер взыскания.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector