8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества

Статья 6. Вовлечение в хозяйственный оборот и переработка

Статья 6
Вовлечение в хозяйственный оборот и переработка

ГАРАНТ:

Нумерация параграфов приводится в соответствии с источником

В целях реализации целей настоящей Директивы, Государствам-членам ЕС следует принять необходимые меры для выполнения следующих нормативов, обязательных на всей территории этих государств:

(a) в срок до 30 июля 2001 г. не менее 50% и не более 65% массы отходов от упаковки должно быть вовлечено в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или сожжено на специализированных установках, с получением энергии за счет утилизации отходов;

(b) в срок до 31 декабря 2008 г. не менее 60% массы отходов от упаковки должно быть вовлечено в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или сожжено на специализированных установках, с получением энергии за счет утилизации отходов;

(c) в срок до 30 июня 2001 г. не менее 25% и не более 45% массы общего количества упаковочных материалов, содержащихся в отходах от упаковки, должно быть переработано, не менее 15% массы каждого вида упаковочного материала;

(d) в срок до 31 декабря 2008 г. не менее 55% и не более 80% массы отходов от упаковки должно быть переработано;

(e) в срок до 31 декабря 2008 г. должны быть достигнуты следующие минимальные нормативы переработки материалов, содержащихся в отходах от упаковки:

(i) 60% массы для стекла;

(ii) 60% массы для бумаги и картона;

(iii) 50% массы для металлов;

(iv) 22,5% массы для пластика, считая только материал, переработанный обратно в пластик;

(v) 15% массы для дерева.

2. К отходам от упаковки, экспортированным из Сообщества в соответствии с Регламентами (ЕЭС) 259/93*(17), (EC) 1420/1999*(18) Совета ЕС и Регламентом (EC) 1547/1999*(19) Европейской Комиссии, должны применяться требования о выполнении обязательств и нормативов, установленных в параграфе 1, если имеются достаточные свидетельства того, что операции по вовлечению в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и/или переработке были произведены в соответствии с положениями, в основном эквивалентными тем, которые предусмотрены законодательством Сообщества, регулирующим данную деятельность.

3. Государства-члены ЕС должны, в необходимых случаях, поощрять деятельность по получению энергии за счет утилизации отходов, там, где оно более предпочтительно по сравнению с переработкой материалов, исходя из требований охраны окружающей среды и экономической эффективности. Для этого необходимо наличие разницы между принятыми в Государстве-члене ЕС нормативами переработки и вовлечения в хозяйственный оборот.

4. Государства-члены ЕС должны, в необходимых случаях, поощрять деятельность по использованию материалов, полученных из переработанных отходов от упаковки, для изготовления упаковки и других продуктов путем:

(а) улучшения рыночных условий для таких материалов;

(b) пересмотра действующих норм законодательства, препятствующих использованию таких материалов.

5. В срок до 31 декабря 2007 г. Европейский Парламент и Совет ЕС должны, действуя квалифицированным большинством и по предложению Европейской Комиссии, установить нормативы на третий пятилетний период с 2009 по 2014 год, основываясь на практическом опыте, накопленном в Государствах-членах ЕС в процессе деятельности по выполнению нормативов, установленных в параграфе 1, а также на основе результатов научных исследований и методик оценки, таких как оценка жизненного цикла и анализ экономической эффективности.

Данная процедура должна проводиться каждые пять лет.

6. Меры и нормативы, установленные в параграфе 1, подлежат опубликованию в Государствах-членах ЕС, информация о них должна быть доведена до населения и хозяйствующих субъектов.

7. Греция, Ирландия и Португалия, с учетом особых условий в этих государствах, то есть соответственно значительного количества небольших островов, сельских и горных местностей и на настоящий момент низкого уровня потребления упаковки вправе:

(а) установить достижение к 30 июня 2001 г. более низких нормативов, чем предусмотренные в параграфе 1(а) и (с), но не менее 25% для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или сжигания на специализированных установках, с получением энергии за счет сжигания отходов;

(b) одновременно отсрочить достижение нормативов, установленных в параграфе 1(а) и (с) на более поздний срок, но не позднее, чем до 31 декабря 2005 г;

(с) отсрочить достижение нормативов, установленных в параграфе 1(b), (d), (e) до даты, установленной по выбору этих государств, которая не должна быть позднее, чем 31 декабря 2011 г.

8. Европейская Комиссия должна в кратчайшие сроки и не позднее 30 июня 2005 г. представить доклад в Европейский Парламент и Совет ЕС о ходе реализации настоящей Директивы, о воздействии на окружающую среду, а также на функционирование внутреннего рынка. Доклад должен индивидуально учитывать обстоятельства, сложившиеся в каждом Государстве-члене ЕС. Доклад должен содержать следующие данные:

(а) оценка эффективности, хода исполнения и обеспечения исполнения основных требований;

(b) дополнительные предупредительные меры про предотвращению, направленные на уменьшение воздействия упаковки на окружающую среду, по возможности, без нанесения ущерба ее основным функциям;

(с) возможное совершенствование расчета индекса влияния упаковки на окружающую среду, чтобы сделать предотвращение образования отходов от упаковки более простым и эффективным;

(d) планы по предотвращению образования отходов от упаковки;

(e) меры по поощрению повторного использования, в частности, сравнительный анализ экономической эффективности («затрат и выгод») повторного использования и переработки;

(f) ответственность изготовителя, в том числе финансовую;

(g) меры, направленные на уменьшение в будущем и, при необходимости, окончательного прекращения к 2010 г. использования тяжелых металлов и других опасных веществ при изготовлении упаковки.

Такой доклад должен, в случае необходимости, сопровождаться предложениями по пересмотру соответствующих положений настоящей Директивы, если такие предложения к тому времени еще не представлены.

9. Доклад должен содержать отчет по положениям, указанным в пункте 8, а также по другим положениям в рамках реализации Шестой программы действий Сообщества в области окружающей среды, в частности, по тематической стратегии по переработке и тематической стратегии по устойчивому использованию ресурсов.

Европейская Комиссия и Государства-члены ЕС должны, в соответствующих случаях, поощрять изучение и реализацию пилотных проектов, предусматривающих меры, указанные в параграфе 8(b), (c), (d), (e) и (f), а также принятие других мер по предотвращению.

10. Государствам-членам ЕС, в которых приняты или будут приняты программы, предусматривающие повышенные нормативы, чем те, которые установлены в параграфе 1, и в которых обеспечивается их выполнение соответствующими производственными мощностями в области переработки и вовлечению в хозяйственный оборот, должно быть разрешено выполнение таких нормативов в интересах более высокого уровня охраны окружающей среды при условии, что эти мероприятия не нарушают положение на внутреннем рынке и не создают препятствий другим Государствам-членам ЕС для исполнения требований настоящей Директивы. Государства-члены ЕС должны сообщать Европейской Комиссии о таких мероприятиях. Европейская Комиссия утверждает их проведение после проверки, во взаимодействии с другими Государствами-членами ЕС, соответствия вышеупомянутым условиям и отсутствия произвольных положений, дающих возможность для дискриминации или содержащих скрытые ограничения в торговле между Государствами-членами ЕС.

11. Государства-члены ЕС, вступившие в Европейский Союз на основании Договора о присоединении от 16 апреля 2003 г., вправе отсрочить достижение нормативов, указанных в параграфе 1(b), (d) и (e) до установленной по выбору этих государств даты, которая должна быть не позднее, чем 31 декабря 2012 г. для Чешской республики, Эстонии, Кипра, Литвы, Венгрии, Словении и Словакии; 31 декабря 2013 г. — для Мальты; 31 декабря 2014 г. — для Польши и 31 декабря 2015 г. — для Латвии.

Что делать с неиспользуемым имуществом

В практике предпринимательства нередки случаи, когда основные средства в какой-то период перестают использоваться для деятельности, которая приносит доход. Возможно, позже эти активы понадобятся снова, а может быть, стали ненужными навсегда.

Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете? Как списывать его амортизацию, если по факту оно не изнашивается, поскольку не работает? Каким образом вновь вовлекать «законсервированные» ОС в оборот? Можно ли их реализовать? Рассуждаем в нижеприведенной статье.

Что такое неиспользуемое имущество

Неиспользуемым считается имущество, которое временно не участвует в основной деятельности организации. Причины, по которым это может иметь место, различны:

  • изменение объемов производства;
  • переход организации на другой вид деятельности;
  • попадание имущества в ремонт;
  • сезонная деятельность организации;
  • устаревание основного средства (моральный износ) и др.

СПРАВКА! В качестве таких основных средств может выступать оборудование или (чаще) недвижимость.

Если планируется через определенное время вновь пользоваться этим активом, это означает, что с точки зрения учета он «законсервирован». Можно сдать неиспользуемое ОС в аренду или продать – то есть так или иначе вновь вовлечь в хозяйственный оборот.

Перевод неиспользуемого имущества на консервацию

Консервация – это перевод активов в такое состояние, которое позволит сохранить их в пригодности к эксплуатации через установленное время. Консервации можно подвергать:

  • объекты незавершенного строительства – если нет средств на продолжение стройки или в данный момент вкладывать их нецелесообразно;
  • как технологические комплексы, так и части целого;
  • готовые основные средства – если их не планируется использовать в течение минимум 3 месяцев.

ВАЖНО! Такую процедуру можно выполнять на основании п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 НК РФ.

Процедура консервации

Перевод на консервацию делается согласно решению руководства предприятия или, если имущество государственное, соответствующим постановлением министерства.

Порядок процедуры консервации и расконсервации принимается внутренним решением руководства конкретной организации и фиксируется локальным нормативным актом. Должен быть составлен и подписан акт о переводе объекта основных средств на консервацию (типовой формы нет, ее нужно утвердить). Акт подписывается комиссией, которую руководство учредило приказом. В акте нужно в обязательном порядке отразить:

  • наименование неиспользуемого актива;
  • его инвентарный номер;
  • первоначальную стоимость, по которой ОС принято на баланс;
  • сумму амортизации, которую на него уже успели начислить;
  • причины консервации;
  • срок будущей расконсервации;
  • подписи членов комиссии.

Бухучет законсервированного ОС

Расходы на содержание неиспользуемых основных средств, в том числе и переведенных на консервацию, относятся к прочим, их следует отражать на счете 91 «Прочие расходы».

Когда утрачивается амортизация

На неиспользуемое имущество временно не нужно начислять амортизацию, если выполняется одно из условий:

  • если консервация оформлена более чем на 3 месяца;
  • ремонт (восстановление) рассчитано дольше чем на год;
  • модернизация (реконструкция) будет проводиться дольше чем 12 месяцев;
  • имущество передано по договору безвозмездного пользования (это уже не консервация).

Если временный простой меньше, экономически не обоснован либо его не оформляют как консервацию, амортизация начисляется обычным порядком.

При консервации срок полезной эксплуатации основного средства увеличивается на тот период, пока оно не использовалось.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если законсервировано было не все ОС, а только его часть, при этом остальные части продолжают принимать участие в деятельности предприятия, амортизация не начисляется на все ОС, хотя оно и значится на балансе как единое целое. Например, в эксплуатируемом здании закрывают один этаж под ремонт, остальные продолжают функционировать.

Налоговый учет консервации

Налоги платятся с тех средств, которые применяются для извлечения дохода. С одной стороны, ОС продолжают находиться на балансе и являться имуществом предприятия. С другой, вследствие простоя они прямо не применяются для извлечения экономической выгоды.

Если на неиспользуемое основное средство продолжает начисляться амортизация, она может быть учтена для снижения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ), поскольку эти расходы:

  • экономически обоснованы;
  • подтверждены документально;
  • направлены на будущее получение дохода (ведь актив позже будет расконсервирован).

Как только расконсервирование произошло, амортизация должна начисляться так, как это делалось раньше, до начала простоя.

Если не консервация, то что?

Когда средство не планируют возвращать в эксплуатацию, консервировать его нет смысла. Практичнее все же получить с него определенный доход, а затем списать с баланса. Это можно сделать одним из способов:

  • передача неиспользуемого имущества в аренду (лизинг);
  • продажа основного средства.

Как правило, условия для этих действий получаются льготными, выгодными для покупателя или арендополучателя. Часто реализация неиспользуемых объектов недвижимости происходит путем аукционов или другим способом организованных торгов.

Вовлечение неиспользуемого имущества в оборот

Государство особенно строго относится к неиспользуемому имуществу, находящемуся в коммунальной собственности. Перечень его утверждается правительством, а далее вовлекается в хозяйственный оборот согласно соответствующему указу. Основные пути вовлечения:

  • продажа на аукционе, где начальная цена будет базовой величиной, установленной законодательно;
  • передача в бесплатное пользование индивидуальным предпринимателям или частным юрлицам;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • иное использование, не противоречащее закону.

Безвозмездно, но не бесконтрольно

Передача ненужных государству объектов частным инвесторам происходит не просто так, а на основании конкретного инвестиционного проекта. Если предприниматель готов вложить деньги в неиспользуемый объект (чаще всего это недвижимость), этот процесс строго регламентируется и контролируется. Инвестор должен доказать, что данному объекту будет действительно дано целевое применение, предоставив проект (бизнес-план). В случае удачи получится обоюдная выгода:

  • вместо пустующих зданий и сооружений появятся полезные функционирующие объекты;
  • на них будут востребованы новые рабочие места, которые принесут доходы и предпринимателю, и в бюджет;
  • при выполнении всех условий объект потом переходит в собственность вложившего в него средства инвестора.

Продажа с аукциона

Аукционные торги по неиспользуемому имуществу как средство вовлечения его в оборот применяются наиболее часто.

С предметами и оборудованием все ясно – они просто переходят в собственность нового владельца, который планирует их использовать. Если же продается недвижимость, то земельный участок, на котором она расположена, чаще всего отдается в аренду. О торгах заранее объявляется в СМИ, на специализированных площадках и изданиях, подаются заявки на участие, и аукцион проводится среди заявителей.

Если лот никто не приобрел, могут приниматься следующие меры:

  • стоимость снижается на 20%;
  • после вторых нерезультативных торгов – еще на 50%;
  • максимальное понижение – до 80% от начальной цены.

Новый владелец должен внести деньги в установленный срок, иначе результаты торгов будут аннулированы.

Если объект совершенно нерентабелен

Если вновь ввести в оборот неиспользуемое имущество не представляется целесообразным, его следует утилизировать, чтобы хранение не занимало экономически неоправданные ресурсы.

Если ОС не требуется ни инвестору, ни собственнику, нужно освободить место для нового. В отношении недвижимости это означает снос.

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 июля 2003 года N 2983-р

[О вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства,
находящихся в федеральной собственности]

В целях активизации работ по вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и принятия решений о вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности.

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Минимущества России
от 4 июля 2003 года N 2983-р

Порядок подготовки и принятия решений о вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности

Настоящий Порядок используется отраслевыми структурными подразделениями Минимущества России, межрегиональными территориальными управлениями Минимущества России и территориальными органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями территориального органа Минимущества России (далее — территориальные органы Минимущества России) при подготовке и принятии решений о способах вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности.

1. Решения о вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности, могут приниматься:

— уполномоченными лицами Минимущества России, на которых в соответствии с приказом Минимущества России от 05.03.2003 N 72 возложены обязанности по непосредственной координации и контролю деятельности отраслевых структурных подразделений Минимущества России, обеспечивающих управление федеральной собственностью в соответствующей отрасли экономики и координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности;

— территориальными органами Минимущества России в отношении тех объектов незавершенного строительства, по которым им дано задание по вовлечению в хозяйственный оборот в соответствии с приказом Минимущества России от 08.05.2003 N 188.

2. При подготовке решения о способе вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства принимаются во внимание мнения:

— федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию и регулирование в соответствующих отраслях экономики (сферах управления);

— органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— владельцев объектов, которые закреплены за ними на вещных правах.

Решения о вовлечении в хозяйственный оборот не завершенных строительством жилых домов либо перепрофилирование объектов незавершенного строительства под жилье принимаются с учетом мнения Госстроя России.

3. Решения о вовлечении объектов незавершенного строительства принимаются на основании сведений из инвентаризационной описи и пакета документов, необходимого для принятия выбранного способа вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, в соответствии с настоящим распоряжением.

При подготовке решения о продаже объекта либо о его достройке путем заключения инвестиционного контракта, кроме сведений, содержащихся в инвентаризационной описи, и сведений о владельце объекта дополнительно используется следующая информация:

а) отчет об оценке рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, произведенной независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

б) правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный под объектом незавершенного строительства, и ситуационный план расположения участка;

в) сведения об обременении объекта незавершенного строительства.

Для принятия решения о достройке объекта за счет средств федерального бюджета либо собственных средств необходимо наличие подтверждения Минфина России о выделении средств на достройку объекта, либо документальное подтверждение наличия собственных средств владельца, а также график завершения строительства.

4. В целях вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства может быть принято одно из следующих решений:

а) о распоряжении объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением;

б) о согласовании способа распоряжения объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве хозяйственного ведения либо закрепленным на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием.

5. Распоряжение объектом незавершенного строительства может осуществляться, в том числе, следующими способами:

а) продажа объекта незавершенного строительства;

б) внесение объекта незавершенного строительства в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;

в) достройка объекта незавершенного строительства;

г) передача объекта незавершенного строительства из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации;

д) ликвидация объекта незавершенного строительства с последующим его списанием.

В целях реализации указанных способов распоряжения объектом незавершенного строительства может быть принято решение об изъятии объекта незавершенного строительства, закрепленного на праве оперативного управления, как неиспользуемого (недостраиваемого), либо о правомерном прекращении права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства.

Решение об изъятии объекта незавершенного строительства, закрепленного на праве оперативного управления, как неиспользуемого (недостраиваемого), либо о правомерном прекращении права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства оформляется в форме распоряжения Минимущества России (его территориального органа).

6. Решение о распоряжении объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве оперативного управления, оформляется в форме договора, заключенного Минимуществом России (его территориальным органом) совместно с учреждением на одной стороне договора, либо в форме издания Минимуществом России (его территориальным органом) распоряжения, содержащего задание учреждению распорядиться объектом незавершенного строительства с определением существенных условий договора.

7. Решение о согласовании распоряжения объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве хозяйственного ведения либо закрепленным на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием, оформляется распоряжением Минимущества России (его территориальным органом) с определением существенных условий договора.

8. При принятии решения о достройке объекта незавершенного строительства путем заключения инвестиционного контракта с привлечением внебюджетных средств, необходимо определить следующие условия договора:

а) объемы финансирования на достройку объекта незавершенного строительства, поступающие от инвестора;

б) объем прав на достроенный объект или его часть, переходящих к инвестору после ввода объекта в эксплуатацию;

в) срок действия договора;

г) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключаемому инвестиционному договору.

9. Сделка с объектом незавершенного строительства, а также его передача субъекту Российской Федерации осуществляются после государственной регистрации объекта незавершенного строительства в качестве объекта недвижимости в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

10. Решение о ликвидации объекта незавершенного строительства принимается в форме распоряжения Минимущества России (его территориального органа).

Решение о ликвидации объекта незавершенного строительства принимается с учетом соответствующего технического заключения о нецелесообразности или невозможности достройки объекта специализированной организации Госстроя России.

Решения о ликвидации объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве оперативного управления, а также согласование решений о ликвидации объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве хозяйственного ведения, принимаются при наличии согласия владельца и отсутствии иных предложений по распоряжению объектом незавершенного строительства.

11. Решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается в форме распоряжения Минимущества России (его территориального органа).

Решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается при наличии у владельца средств на проведение работ по консервации объекта, а также при его согласии на такое проведение и отсутствии иных предложений по распоряжению объектом незавершенного строительства.

13. При продаже объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, переход прав на земельный участок осуществляется в соответствии с нормами Земельного кодекса (в частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ), нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающими исключительные права нового собственника объектов недвижимости на земельные участки, расположенные под указанными объектами.

При продаже объектов незавершенного строительства, не закрепленных на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, переход права на земельный участок осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающего одновременное отчуждение его лицу, приобретающему объект незавершенного строительства.

14. При заключении инвестиционного договора на достройку объектов, где заказчиком выступает федеральное государственное унитарное предприятие или федеральное государственное учреждение, у которого земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, правовой режим земельного участка, предоставленного федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, не меняется.

При заключении инвестиционного договора на достройку объекта, где земельный участок, занятый указанным объектом, принадлежит на основании договора аренды федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению, земельные правоотношения могут оформляться в рамках статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, при этом:

— договор аренды может действовать без изменений;

— может заключаться договор субаренды земельного участка;

— право аренды может быть внесено в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного товарищества или общества;

— право аренды может быть переуступлено инвестору и др.

15. При ликвидации объектов незавершенного строительства право прежнего правообладателя на земельный участок регулируется в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ с учетом необходимости проведения рекультивации земли. При этом права прежнего правообладателя на земельный участок могут быть прекращены или ограничены только в порядке, предусмотренном главой VII Земельного кодекса Российской Федерации.

Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок регистрируется по основаниям, предусмотренным статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации.

16. Постоянно действующей комиссией Минимущества России по координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности (далее — Комиссия), рассматриваются вопросы, связанные:

— с обеспечением координации деятельности отраслевых структурных подразделений Минимушества России и его территориальных органов;

— с проведением согласительных процедур с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросу вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;

— с координацией и контролем работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности;

— вопросы относительно объектов незавершенного строительства, которые имеют спорные предложения о способе вовлечения в хозяйственный оборот, а также по которым требуется более детальное изучение документов для принятия решения.

Решения Комиссии оформляются в форме протокола и являются основанием для последующего принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего распоряжения.

17. Территориальные органы Минимущества России, отраслевые структурные подразделения Минимущества России ежеквартально направляют в Комиссию:

а) информацию о вновь выявленных объектах незавершенного строительства и предложения о способах их вовлечения в хозяйственный оборот в соответствии с порядком, установленным распоряжением Минимущества России от 18.01.2001 N 91-р;

б) информацию о ходе вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, принятие решений по которым возложены на них приказом Минимущества России от 08.05.2003 N 188, а также информацию о ходе вовлечения в хозяйственный оборот объектов, рассмотренных на Комиссии, контроль за исполнением которых был им поручен, в соответствии с прилагаемой отчетной формой, для внесения изменений в учетные данные.

Приложение к порядку. Информация о ходе вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства

Приложение
к порядку подготовки и принятия решений
о вовлечении в хозяйственный оборот
объектов незавершенного строительства

Задать вопрос редакции

15 вопросов о неиспользуемом имуществе

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества — важная тема, особенно в свете усилий, которые государство прилагает для поддержки фермерских хозяйств. Однако найти нового эффективного собственника для старых овощехранилищ, заброшенных коровников и хозяйственных построек зачастую непросто, в том числе и потому, что сами фермеры не всегда знают, как и куда обращаться за дополнительной информацией. В связи с этим «БСХ» подготовило небольшой ликбез по данной теме.

1. Как узнать, какие неиспользуемые объекты сейчас есть в наличии и где они расположены?

В Беларуси около 1 300 сельхозпредприятий. У каждого руководителя КСУП, РУП или ОАО в контракте есть пункт, где говорится о необходимости вести работу по вовлечению неиспользуемых объектов в хозяйственный оборот.

Неиспользуемые объекты могут быть государственной и частной формы собственности, но в любом случае все организации подают информацию о количестве таких объектов в территориальные фонды Государственного комитета по имуществу РБ. Сводная информация о таких объектах находится на сайте Госкомимущества, который расположен по адресу www.gki.gov.by.

Таким образом, фермер может обратиться в местный территориальный фонд и получить информацию, которую предоставили относящиеся к определенной территории организации, в том числе сельскохозяйственные.

2. Как регламентируется продажа или сдача в аренду объекта?

Если имущество государственное, порядок продажи и сдачи в аренду регламентируется Указом Президента от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом». В зависимости от вида собственности: республиканской или коммунальной — решение принимается республиканскими органами управления или местным исполкомом.

Если объект, который находится в республиканской собственности, стоит более 10 тыс. базовых величин, продажу объекта согласовывает постановление Совета Министров. Если стоимость ниже, достаточно приказа соответствующего госоргана. Стоимость подтверждается территориальным фондом Госкомимущества.

Вопросы передачи в аренду республиканские и коммунальные организации решают сами по согласованию. При этом РУПы согласовывают свои действия с органом госуправления, а КУПы — с исполкомом.

Что касается частного имущества, которое находится на балансе акционерных обществ, СПК и ЧУП, то тут все решается самой организацией. Проще всего обратиться напрямую к директору, который может согласовать продажу или передачу объекта в аренду с наблюдательным советом или правлением организации.

3. Обязательно ли проводить аукцион?

Если имущество государственное, аукцион обязателен. Однако есть случаи, когда фермер арендует помещение или постройку уже более трех лет, и тогда торги можно не проводить — возможна просто прямая продажа.

4. Может ли фермер сам инициировать аукцион?

Конечно. Требуется только подать в соответствующую инстанцию заявление вида: «Прошу организовать аукцион по продаже такого-то имущества в связи с тем, что я заинтересован в его приобретении…»

5. Кто и как проводит аукционы?

В случае продажи госсобственности на аукционе есть постановление Совета Министров от 12 июля 2013 г. № 609 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения аукционов по продаже отдельных объектов, находящихся в государственной собственности». Как правило, аукционы проводятся территориальными фондами Госкомимущества.

В случае если неиспользуемой недвижимостью владеет частное предприятие, также могут организовываться аукционы по аналогии с продажей гособъектов. Собственник может разработать аналогичное постановление внутри своей организации и затем утвердить его общим собранием акционеров. Но как правило, организации обращаются в территориальный фонд Госкомимущества и все вопросы с документами решают профессионалы. При этом с фондом заключается договор об оплате услуг, и далее организовывается аукцион, но по частному имуществу.

6. Может ли фермер принять участие в аукционе, если тот проводится в другом районе или области?

Безусловно. В любой точке Беларуси можно приобрести объект, если устраивает логистика и цена.

7. Что делать, если в аукционе, кроме фермера, никто больше не хочет участвовать?

Надо понимать, что аукцион организовывается в любом случае. Если на имущество находится только один покупатель, аукцион признается несостоявшимся. Затем вопрос рассматривается снова, и фермер имеет право приобрести выставленное на аукцион имущество по цене на 5 % выше стартовой.

8. Кто устанавливает стартовую цену на объект? Может ли фермер повлиять на ее формирование?

Фермер повлиять не может. В случае государственного имущества цена устанавливается как внутренняя оценочная стоимость, которая затем подтверждается территориальным фондом Госкомимущества. Формируется оценочная стоимость исходя из данных бухгалтерского балансового учета. Существует приказ Государственного комитета по имуществу РБ от 6 сентября 2012 г. № 185 «Об утверждении технического кодекса установившейся практики», в котором четко и подробно определено, как формировать оценочную стоимость.

Что касается частной организации, то она может либо формировать стартовую стоимость по аналогии с государственной, либо устанавливать цену исходя из экономической обоснованности (т. е. чтобы продажа не повлекла убытки и не была ниже балансовой стоимости). Если технические характеристики объекта не соответствуют его стоимости, частная организация может снизить стоимость.

9. Что такое аукцион за одну базовую величину?

При продаже государственного имущества окончательная цена объекта формируется по результатам аукциона. Однако бывает, что объект, выставленный на аукцион по оценочной стоимости, не находит покупателя. Тогда аукцион признается несостоявшимся. Затем цена понижается на 20 %, после чего объект снова выставляется на торги. Если и в этом случае продажи не происходит, цена снижается на 50 %, затем — на 80 %. Если же и по минимальным расценкам продать объект не удалось, то на пятом по счету аукционе стартовая цена определяется как 1 базовая величина.

10. Что такое аренда с правом выкупа?

Как мы уже говорили выше, если фермер три года арендует объект, он вправе заявить о желании его приобрести. Проводится сравнение рыночной и оценочной стоимости, и объект продается по большей из них. Арендатор имеет преимущественное право выкупить объект по этой стоимости. Аукцион в таком случае организовывать не обязательно.

Что касается частных компаний, то они могут действовать по аналогии с государственными или не ждать три года и просто продать объект арендатору.

11. Что такое передача имущества под реализацию инвестпроекта?

Инвестиционный договор не подразумевает под собой безвозмездную передачу имущества. Условия передачи объекта под ИД установлены декретами Президента № 6 и № 10. Однако там не определено, что имущество может отдаваться безвозмездно. Впрочем, если предполагаются серьезные инвестиции, может быть принято отдельное решение Президента. Практика подобных решений в Беларуси есть.

12. Что можно делать с приобретенным объектом (ремонтировать, перепрофилировать)?

С объектом можно делать все, что не запрещено законодательством. При этом улучшения будут включаться в стоимость. Однако здесь есть нюанс: если фермер приобретает объект госимущества за 1 базовую величину, то в договоре устанавливаются условия использования объекта для какой-то определенной деятельности на определенный срок.

Если говорить о частном имуществе, то в договоре купли-продажи также бывают какие-то условия. Например, указывается, что нельзя сносить, а надо использовать под производственную деятельность. Но как правило, больших ограничений на использование имущества в договорах купли-продажи нет.

13. Как быть, если часть объекта задействована в производстве?

Предположим, что на предприятии произошла модернизация, в результате которой высвободилась часть площадей. Если производственный процесс не позволяет их задействовать в силу норм безопасности, санитарии или других причин, то они так и будут пустовать. Такие площади не продаются.

14. Если объект передается в аренду, кто устанавливает арендные ставки? Каков их размер?

Все, что касается государственного имущества, регламентируется Указом Президента от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

По частному имуществу либо применяются аналогичные механизмы, либо утверждается свой вариант. Исключение составляют лишь торговые места, аренда которых также регулируется Указом № 150.

15. На какой максимальный срок можно брать недвижимость в аренду?

Вне зависимости от формы собственности не более чем на 99 лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector