18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Водозаборная скважина как объект недвижимого имущества

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2002 г. N 3531/00 Разрешая вопрос о правомерности наложения ареста на скважину минеральной воды и насосную станцию и дальнейшей их реализации как имущества должника, необходимо учесть, что скважина и станция являются совокупностью вещей, образующей единое целое, и используются по общему назначению, что позволяет рассматривать их как сложную вещь, кроме того, скважина минеральной воды как сооружение не подпадает под определение недр, в силу чего она не может быть исключена из гражданского оборота

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 16 июля 2002 г. N 3531/00

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.01 по делу N 4-187 Арбитражного суда Омской области.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Прокурор Омской области в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Аллес», закрытому акционерному обществу «Эль-Порт и К» (в настоящее время — закрытое акционерное общество «Тюменьпромконтракт») и Управлению федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Омской области (далее — налоговая полиция) о признании недействительными заключенных между налоговой полицией и ЗАО «Эль-Порт и К» договора поручения от 17.11.97 N 215 и договора комиссии от 06.01.98 N 4/Т, а также заключенного между ЗАО «Эль-Порт и К» и ООО «Аллес» договора от 14.01.98 N 3 о купле-продаже скважины минеральной воды N 1-Б и незавершенного строительством здания насосной станции, расположенного по адресу г.Омск, ул.Панфилова, 7а, и о применении последствий недействительности этих сделок.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены государственное предприятие «Производственное объединение «Полет» (далее — предприятие «Полет»), открытое акционерное общество «Завод разлива минеральной воды «Омский», муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница N 2», муниципальное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть N 10», Комитет по управлению государственным имуществом Омской области, Департамент здравоохранения администрации города Омска и Управление федерального казначейства по Омской области.

Решением от 09.06.01 иск удовлетворен: спорные договоры признаны недействительными и применены последствия недействительности сделок — общество «Аллес» суд обязал возвратить в федеральную собственность скважину и насосную станцию, с общества «Тюменьпромконтракт» взыскал в пользу общества «Аллес» 100000 рублей.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.09.01 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 13.11.01 названные судебные акты отменил, дело передал на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области.

В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается отменить постановление кассационной инстанции и оставить в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций.

Рассмотрев протест, Президиум не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.

Статья 175 этого Кодекса предусматривает, что федеральный арбитражный суд округа, рассмотрев дело, вправе отменить решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано.

Как видно из материалов дела, скважина минеральной воды была сооружена за счет централизованных государственных средств для больничного городка медсанчасти N 2, входившей в состав предприятия «Полет». Позднее предприятие «Полет» построило над скважиной насосную станцию и ввело ее в эксплуатацию.

В последующем медсанчасть N 2 выделилась из состава предприятия «Полет» и на ее базе было создано муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница N 2», которая до настоящего времени использует минеральную воду, получаемую из скважины, в лечебных целях.

В связи с невыполнением предприятием «Полет» обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей на сумму 288480769 рублей (деноминированных) постановлением Государственной налоговой инспекции по городу Омску от 10.10.97 N 12 обращено взыскание на имущество предприятия.

Распоряжением налоговой полиции от 20.10.97 на имущество должника наложен административный арест.

На основании названных актов налоговая полиция 11.11.97 произвела опись имущества должника, в том числе скважины.

Между налоговой полицией (доверителем) и ЗАО «Эль-Порт и К» (поверенным) заключен договор поручения от 17.11.97 N 215. Договором поверенному поручалось произвести оценку и реализацию скважины как арестованного имущества должника.

Объявленные ЗАО «Эль-Порт и К» на 05.01.98 торги, на которых предполагалось реализовать скважину, были признаны несостоявшимися.

После этого между налоговой полицией (комитентом) и ЗАО «Эль-Порт и К» (комиссионером) заключен договор комиссии от 06.01.98 N 4/Т. По условиям этого договора комиссионер реализует скважину от своего имени.

ЗАО «Эль-Порт и К» продало скважину и незаверенное строительством здание насосной станции, принадлежащее предприятию «Полет», обществу «Аллес» по договору от 14.01.98 N 3. Покупатель передал продавцу за приобретенное имущество 100000 рублей.

Удовлетворяя исковые требования в части признания недействительными договоров поручения от 17.11.97 N 217, комиссии от 06.01.98 N 4/Т и купли-продажи от 14.01.98 N 3, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что по составу и назначению скважина и насосная станция согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации должны рассматриваться соответственно как главная вещь и принадлежность. Скважина являлась объектом федеральной собственности и не находилась в законном владении предприятия «Полет». Поэтому наложение на нее ареста как на имущество должника согласно Временному положению о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199, и последующая ее реализация противоречат законодательству. Насосная станция аресту не подвергалась, поэтому оснований для ее реализации не имелось.

Суд кассационной инстанции обоснованно признал, что эти выводы не соответствуют материальному и процессуальному праву.

Из материалов дела следует, что скважина и насосная станция являются совокупностью вещей, образующей единой целое, и используются по общему назначению. Насосная станция строилась предприятием «Полет» применительно к скважине, и в последующем скважина и насосная станция эксплуатировались как единый имущественный комплекс — гидротехническое сооружение ( статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Об этих обстоятельствах, а также о том, что скважина и насосная станция на момент наложения ареста и обращения взыскания на имущество находились в законном владении предприятия «Полет», свидетельствуют документы Омского городского бюро технической инвентаризации — технические паспорта названных объектов, договор от 14.10.94 N 023 о закреплении за предприятием «Полет» государственного имущества на праве хозяйственного ведения, в котором имущественный комплекс обозначен как корпус N 58 под инвентаризационным номером 319; выданные предприятием «Полет» справка от 02.06.99 за N 121/023 о стоимости спорного сооружения и письменное пояснение от 02.04.01 N юр-96/к представителя предприятия «Полет» Грязновой Г.И.

Эти документы не исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им не дано надлежащей оценки.

На необходимость оценки скважины и насосной станции как единой (сложной) вещи, а также установления законного владельца этого имущественного комплекса было указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2000 по настоящему делу.

В этом же постановлении отмечалось следующее. Применяя последствия недействительности договора купли-продажи от 14.01.98 N 3 в виде обязания общества «Эль-Порт и К» возвратить в порядке реституции обществу «Аллес» 100000 рублей, уплаченных им за имущество по сделке, судам необходимо было учесть, что общество «Эль-Порт и К» выполняло поручение налоговой полиции по реализации имущества должника и денежные средства, полученные от покупателя за этот объект, поступили в бюджет государства.

Однако и это указание суда надзорной инстанции в нарушение статьи 190 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций, вновь рассматривающими дело, не выполнено.

Удовлетворяя исковое требование в части применения последствий недействительности договора купли-продажи от 14.01.98 N 3, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что денежные средства за реализованное спорное имущество в федеральный бюджет не поступили.

Между тем такой вывод, как правильно указал суд кассационной инстанции, сделан без надлежащего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.

Из платежного поручения от 11.09.98 N 907 следует, что ЗАО «Эль-Порт и К» внесло в федеральный бюджет 72400 рублей. В данном документе содержится ссылка на договор комиссии от 17.11.97 N 215.

Хотя между налоговой полицией и ЗАО «Эль-Порт и К» 17.11.95 за N 217 заключен договор не комиссии, а поручения, судам первой и апелляционной инстанций следовало учесть, что этим договором поручалась реализация имущества должника — скважины.

Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции правильно исходил также из того, что решение в части обязания общества «Аллес» передать скважину и насосную станцию в федеральную собственность противоречит нормам статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и по существу является решением об удовлетворении виндикационного иска, тогда как такой иск не заявлялся.

Поскольку решение суда первой и постановление апелляционной инстанций приняты с нарушением материальных и процессуальных норм (не исследованы и не оценены надлежащим образом обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не учтены указания, содержащиеся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2000), постановление суда кассационной инстанции об отмене этих судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение является законным и обоснованным.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть, что запасы подземной минеральной воды в соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» являются государственной собственностью и не могут быть предметом купли, продажи или отчуждения в ином виде. Предоставление недр в пользование предполагает получение пользователем лицензии в установленном законодательством порядке.

Скважина минеральной воды в виде ее сооружений не относится к недрам согласно определению недр, содержащемуся в Законе Российской Федерации «О недрах», и такие сооружения законодательством не исключены из гражданского оборота.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.01 по делу N 4-187 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, а протест — без удовлетворения.

Эксперт: Оформление права собственности на скважину

Руководствуясь этой нормой, можно считать скважину недвижимым имуществом — ведь ее невозможно будет перенести в другое место, не нарушив при этом функционального предназначения. Исходя из данного заключения, делаем вывод: оформление права собственности на скважину должно проходить точно так же, как и оформление права собственности на недвижимое имущество.

Если же скважина относится к мелким, то она приравнивается к колодцу, и специального разрешения не требует. Единственное, что понадобится, это документ на право владения участком, который разрешает собственникам выполнять на нем такие работы. После этого, если лицензия получена, необходимо нанять квалифицированных специалистов по бурению, чтобы в процессе работы они не применяли запрещенных методик и оборудования. Стоимость работ во многом зависит от диаметра используемой трубы. За 1 метр берут от 350 до 700 рублей.

Ответ

Артезианская вода находится между 2 слоями почвы, не содержащими воду. Благодаря этому она защищена от проникновения в нее сточных вод, атмосферных осадков. Кроме того, такая вода насыщена минералами. Артезианская скважина может иметь производительность до 3 000 литров воды в час и имеет большой срок службы.
Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и применяется для регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, для строительства которых по законодательству РФ не требуется выдача соответствующего разрешения.

Цыганова, буровая скважина является сложным инженерным сооружением, неразрывно связанным с землей и участком недр и не перемещаемым в пространстве. Исходя из этого, буровую скважину необходимо признавать объектом недвижимости по признаку сооружения, и, соответственно, на буровые скважины должен распространяться общий правовой режим сооружений как объектов недвижимости[10].

Нужно ли регистрировать скважину на своем участке и как это сделать

Если по какой-либо причине Вы считаете данную проблему трудноразрешимой, специалисты нашей юридической компании всегда помогут справиться с этой задачей.

Юридическое лицо на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, пробурило для собственных нужд две скважины (вода). получена лицензия. есть ли необходимость в регистрации права собственности на вышеуказанные скважины, если да, то какие документы для этого необходимы.

Определенных законодательных актов, которые могут разрешить частному лицу бурить скважину для воды на участке нет, но, если предоставить весомые доказательства, разрешение можно получить. К примеру, отдел лицензий может пойти на уступки, если она будет единственным местом, где можно взять воду, в округе. Запольская, проводя анализ положений ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации прав на недвижимое имущество), считает сооружения объектами недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации[9]. По мнению В.Г.

Регистрации права собственности на скважины

Вопрос водоснабжения на участке стоит очень остро, так как вода необходима в любом случае, даже если дача используется только в сезон. Поэтому часто многие решают выполнить скважину. Всем тем, кто запланировал пробурить ее у себя на участке, необходимо знать, как правильно ее оформить, необходимо ли разрешение на данную операцию и как это все лучше сделать.

Такой производственно-технологический комплекс может представлять собой совокупность большого количества составляющих, например, куст скважин в газовом промысле вместе с их обвязкой, внутрипромысловыми трубопроводами и газосборными пунктами[11].

При организации автономного водоснабжения на загородном участке часто используются скважины. При этом встает юридический вопрос о необходимости регистрации такой скважины в государственных организациях.

По общему же правилу, перечень документов, необходимый для государственной регистрации такой же, как на любые вновь построенные объекты, а именно заявление о государственной регистрации права; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором располагается объект.

Как зарегистрировать право собственности на скважину объек недвижимости

О признании незаконным решения государственного органа об отказе в государственной регистрации права на эксплуатационную скважину, об обязании зарегистрировать право собственности общества на эксплуатационную скважину. На этом оформление скважины на воду на дачном участке подходит к концу. Если все сделано правильно, человек получает лицензию и лицензионное соглашение, согласно которому владелец будет обязан регулярно проводить мониторинг состояния подземных вод и платить налоги на пользование артезианским источником.

Без права собственности невозможно проводить некоторых сделок. Например, имущество невозможно продать, подарить, оно не может перейти по наследству. В итоге, дети собственника не смогут унаследовать объект, его просто заберет себе государство. Чтобы этого в будущем не случилось и у Вас, нужно уже сегодня позаботиться об оформлении права собственности.

В процессе выполнения работ по водоснабжению загородного участка есть 2 варианта бурения скважин:

  • бурение на песок;
  • бурение на известняк (артезианская скважина).

Вопрос

Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» К вопросу о правах на буровые скважины По назначению скважины подразделяются на: 1. разведочные — для геологических целей, инженерно-геологических и гидрологических изысканий, изучения структур, геофизических работ, поисков и разведки полезных ископаемых; 2.

Некоторые наши граждане хотят оформить себе право собственности и на такое имущество, как скважина. В этом случае у них возникает вполне резонный вопрос, нужно ли считать скважину недвижимым имуществом, или это все-таки движимое имущество? Ведь от того, к какому типу имущества относится скважина, зависит и прохождение процедуры государственной регистрации права собственности. Если следовать законодательству Российской Федерации, то недвижимое имущество – это такое имущество, к которому относится земля, недра земли, а также все те объекты, которые неразрывно связаны с землей. К таким объектам нужно относить все то, что невозможно переместить, не нарушив при этом функционирование самого объекта.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах»// Ведомости РФ от 16 апреля 1992 г., №16, ст. 834 Не все эксперты, ознакомившиеся с текстом статьи в ходе ее подготовки к печати, согласились с содержащимися в ней выводами.

В случае если владелец планирует обзавестись скважиной у себя на участке, ему необходимо получить лицензионное разрешение на данный вид работ. Часто хозяева думают, что зарегистрируют ее после выполнения, но это уже нарушение. В соответствии с действующим законом «О недрах» необходимо документально оформлять права на ее выполнение и пользование содержимым. Но это только в случае, если устраивается артезианская скважина.

Нужно ли регистрировать скважину

АНИСИМОВ, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ современного права Волгоградской академии государственной службы, А.В. КОДОЛОВА, кандидат юридических наук, научный сотрудник Института философии и права УрО РАН Ключевые слова: недра, земельный участок, государственная регистрация, недвижимость, право собственности, колодец. Key words: bowels, plot, state registrations, estate, property right, well.

Завьялов предлагает регистрировать в ЕГРП права на производственно-технологический имущественный комплекс как на единый объект, полагая, что скважина как часть такого имущественного комплекса вполне может находиться в частной собственности.

Существует два способа оформления разрешения на скважину в частном доме:

  • Стандартный. Лицензирование происходит по всем пунктам, которые входят в традиционное требование.
  • Нестандартный. Выполняют тампонирование скважины в соответствии с Инструкцией РД 08-492-02.

Водоносные пески обычно располагаются на глубине не более 30 метров. Такие скважины имеют небольшую производительность (не более 500 литров в час) и малый срок службы (5–10 лет).

Бывают случаи, когда на участке фиксируется скважина, которая не была зарегистрирована надлежащим образом. Происходит это при покупке участка. Бывают и другие ситуации, когда владелец участка делает скважину, считая, что эта процедура не требует одобрения. Для устранения этого нарушения необходимо пройти специальную процедуру. На нее отводят определенный срок. При невыполнении обязательств накладывается штраф. Для того чтобы пробурить и обустроить артезианскую скважину, владелец участка должен вначале получить лицензию на использование недр, к которым относятся глубинные воды.

Буровая скважина создаётся последовательным разрушением горных пород, удалением выбуренной породы и, при необходимости, закреплением стенок скважины от обрушения. 1. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). /Под. ред. А.М. Прохорова. Изд. 3-е. -М.: «Советская энциклопедия», 1976, т. 23. С.500. 2. Удянский С.Н. Бурение нефтяных и газовых скважин.

Водозаборная скважина как объект недвижимого имущества

В данном случае, стоит понимать, что такое артезианская скважина. Артезианская вода находится в пространстве между двумя не водоносными слоями. Она является полностью чистой, так как изолирована от сточных и грунтовых вод. Такая вода ценится за свою чистоту и наполненность минеральными элементами, именно поэтому на пользование ей необходимо получать разрешение, которое подтвердит целесообразность выполнения скважины.
При этом обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на буровые скважины, являются документы, подготовленные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о недрах (в данном случае, скорее всего имеется ввиду проект разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр).
С такой позицией следовало бы согласиться, однако правовой режим имущественных комплексов в российском гражданском законодательстве продолжает оставаться неопределенным и малоисследованным. Признание имущественных комплексов отдельным (самостоятельным) объектом гражданских прав, как это убедительно аргументировала С.В.
С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2016 по делу N А47-5048/2016 (судья Сиваракша В.И.).

Лицензирование скважин на воду

Полный цикл работ

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область

  • Home
  • Ответы эксперта
  • Скважинный водозабор как недвижимое имущество. Можно ли рассматривать скважину в качестве недвижимости. Зачем это нужно

01.10.2019 Обновлено 01.10.2019 09:47 Просмотров: 178

Скважина на воду – это объект недвижимости? Нужно ли регистрировать водозаборную скважину и ставить на кадастровый учет?

Вопрос лицензирования скважин на воду неизбежно сопряжен с целым рядом иных процедур. В том числе клиенты часто задают вопрос о том является ли скважина для добычи воды объектом недвижимости и нужно ли ее регистрировать. В этой публикации попробуем дать обоснованный ответ на эти вопросы.

Примечание. Обращаем внимание, что данная статья в первую очередь рассматривает скважины, сооруженные для добычи воды для нужд централизованного водоснабжения или для снабжения водой промышленных предприятий. Рассуждения, приведенные в публикации, могут быть распространены на частные водозаборные сооружения, но с существенными оговорками.

В первую очередь давайте разберемся в том, зачем вообще рассматривать водяную скважину как объект недвижимости. Этот вопрос возникает в двух случаях:

  • Если необходимо продать или сдать в аренду скважинный водозабор;
  • Если необходимо решить вопрос о платежах связанных с сооружением для добычи подземных вод.

В этих случаях вопрос регистрации водозаборного сооружения в качестве объекта недвижимости встает однозначно.

Есть еще ситуации, которые предполагают необходимость указания в кадастровой палате не только данных о скважинах, но и информации об объектах неразрывно связанных с водозаборными сооружениями (водонапорные башни, зоны санитарной охраны, павильоны над скважинами и т.п.). Например, данные о зоне санитарной охраны целесообразно внести в кадастр недвижимой собственности с целью соблюдения особого статуса данной территории. Дело в том, что и рядом с СЗО, и тем более в границах 1, 2 и 3 поясов ЗСО есть существенные ограничения на хозяйственную деятельность, строительные работы и размещение опасных объектов.

Является ли скважина на воду объектом недвижимости?

Давайте посмотрим, что является объектом недвижимости по гражданскому кодексу. В статье 130 к недвижимым вещам причисляются объекты, которые нельзя перенести без причинения существенного ущерба их назначению. Точный текст определения смотрите на изображении ниже:

С учетом этого определения Гражданского кодекса РФ скважина может быть отнесена к объектам недвижимости.

Нужна ли государственная регистрация скважины как объекта недвижимости?

Согласно статьи 131 Гражданского кодекса права связанные с объектом недвижимости подлежат регистрации в государственном реестре. Цитату из кодекса читайте ниже:

Соответственно скважина, как и другие объекты недвижимости должна проходить процедуру регистрации.

Какие платежи связаны со скважиной, как с объектом недвижимости?

Очевидно, что скважинный водозабор, являясь объектом недвижимого имущества оказывается одновременно и объектом налогообложения.

Примечание. При изучении этого вопроса нашим специалистам удалось найти интересную справку подготовленную на сайте КонсультантПлюс. В этом документе детально рассматривается вопрос необходимости уплаты налогов на имущество в отношении зарегистрированной водяной скважины применительно к садовому некоммерческому товариществу. В справке получен весьма интересный вывод, что налоговые платежи в виде налога на имущество в отношении общей скважины в СНТ должны оплачиваться не самим садовым товариществом, а его членами.

Правда справка в основном ссылается на прекративший действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Мы попросили наших юристов изучить данный документ в свете нового закона о садовых некоммерческих товариществах. Результаты анализа опубликуем на нашем сайте в следующих публикациях.

Если ваше СНТ владеет скважиной, то эти статьи могут быть полезны:

Как зарегистрировать скважину на воду в качестве объекта недвижимости?

Мы пытались получить ответ на этот вопрос в интернете, у специалистов по регистрации прав собственности. Но, увы, четкого ответа на момент создания статьи не получили.

Видимо по вопросам регистрации прав собственности на водозаборные скважины обращаются не так часто. Оказалось, найти специалистов для решения этой задачи не просто. Попросим наших специалистов подготовить подробную справку по данному вопросу.

В рамках статьи мы выяснили, что водозаборный скважины и объекты, связанные с ними являются недвижимыми вещами по Гражданском кодексу и права связанные с этими объектами подлежат регистрации. Кроме этого разобрались в практической целесообразности регистрирования водяной скважины в качестве объекта недвижимости.

Регистрации права собственности на скважины

Вопрос

Юридическое лицо на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, пробурило для собственных нужд две скважины (вода). получена лицензия. есть ли необходимость в регистрации права собственности на вышеуказанные скважины, если да, то какие документы для этого необходимы.

Ответ

Особенности регистрации права собственности на скважины зависят от того, получалось ли разрешение на строительство скважин или нет.

При этом следует отметить, что Законом № 533-ФЗ внесены изменения в градостроительное законодательство, которыми установлено, что при строительстве и реконструкции буровых скважин получение разрешения на строительство не требуется. В связи с чем, в Письме Минэкономразвития России от 03.03.2015 № Д23И-783 разъяснено, что в случае, если скважины соответствуют признакам, установленным п.1 ст.130 ГК РФ, то государственная регистрация должна осуществляться в порядке ст.25 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. При этом обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на буровые скважины, являются документы, подготовленные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о недрах (в данном случае, скорее всего имеется ввиду проект разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр).

По общему же правилу, перечень документов, необходимый для государственной регистрации такой же, как на любые вновь построенные объекты, а именно заявление о государственной регистрации права; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором располагается объект. Это правило следует из ст.25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Следует отметить, что допускается регистрация права собственности юридических лиц на объекты вспомогательного назначения в упрощенном порядке на основании ст. 25.3 Закона о регистрации, на что указывалось в Письме Росреестра от 09.02.2012 № 14-910-ГЕ. Для реализации данного права, общество возможно придется в судебном порядке доказывать, что скважины относятся к объектам вспомогательного назначения.

В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Декларация об объекте недвижимого имущества является правоустанавливающим документом для регистрации права собственности объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимости не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, в т.ч. строения и сооружения вспомогательного использования п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).

Порядок государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании декларации об объекте недвижимого имущества, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества», установлен п. 3 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и применяется для регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, для строительства которых по законодательству РФ не требуется выдача соответствующего разрешения.

Согласно п. 1 и п. 3 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, для строительства которых по законодательству РФ не требуется выдача разрешения на строительство, служат:

– документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества и содержащие его описание (декларация об объекте недвижимого имущества);

– правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Основной момент при регистрации права собственности на объект недвижимости в упрощенном порядке состоит в том, что регистрирующий орган может усомниться в том, что возведенное строение относится к вспомогательному назначению, что может привести к спорным ситуациям.

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.09.2013 г. № 88-КГПР13-10 (опубликовано в Бюллетене ВС РФ №6 2014 г.) разъяснено, что критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию. Аналогичные разъяснения встречаются и в разъяснениях ведомств (см. Письмо Росреестра от 09.02.2012 № 14-910-ГЕ).

Следует отметить, что судебная практика, допускающая регистрацию права собственности на скважины в упрощенном порядке встречается редко, но все-таки представлена в Постановлении 15ААС от 10.12.2009 г. № А32-10455/2009.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 03.03.2015 № Д23И-783

«Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) относительно порядка осуществления государственной регистрации прав на буровые скважины в связи с вступлением в силуФедерального закона от 31 декабря 2014 года № 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 533-ФЗ) в пределах компетенции сообщает.

Законом № 533-ФЗ внесены изменения в градостроительное законодательство, которыми установлено, что при строительстве и реконструкции буровых скважин получение разрешения на строительство не требуется.

Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона № 587689-6 «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (впоследствии Закон № 533-ФЗ) отмена процедуры выдачи разрешений на строительство в отношении указанных объектов обусловлена отсутствием целесообразности проверки проектной документации на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории, поскольку строительство таких объектов осуществляется на территории участка недр, предоставленного в пользование.

При этом отмена процедуры выдачи разрешений на строительство в указанном случае не является основанием для отмены прохождения обязательных процедур, установленных для строительства указанных объектов. Данное обстоятельство подтверждается наличием в Законе № 533-ФЗ положений, согласно которым выдача разрешений на строительство не осуществляется исключительно в отношении буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

В связи с изложенным, по мнению Департамента недвижимости, государственная регистрация прав на буровые скважины, в случае, если указанные объекты соответствуют признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, должна осуществляться в порядке статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на буровые скважины, являются документы, подготовленные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о недрах».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector