10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сдать в субаренду муниципальное имущество

Можно ли сдать в субаренду недвижимое муниципальное имущество? Нужны ли торги?

Недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП. Данное унитарное предприятие выставило свое недвижимое имущество на аукцион, чтобы найти желающих на аренду. Наша организация торги выиграла. Получила право арендовать недвижимость. После 31.08.2012 года мы хотим часть зданий, арендованных нами, сдать в субаренду. Хотелось бы узнать есть ли разница между договором субаренды, если арендатор выиграл право на аренду имущества во время аукциона. А точнее: надо ли нам также проводить торги, чтобы сдать арендуемое имущество в субаренду. Надо ли получать разрешение на субаренду? У кого ее получать: у арендодателя или прямого собственника недвижимого имущества?

Согласно положениям Гражданского кодекса:

Статья 608
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Статья 615
2. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем).

Из изложенных положений закона следует, что:

1) Арендодателем, помимо собственника может выступать иное лицо, управомоченное законом сдавать имущество в аренду. Унитарное предприятие уполномоченно сдавть имущество с согласия собственника данного имущества.

2) Так как арендодателем является унитарное предприятие, то получать согласие на сдачу данного имущества в субаренду Вам необходимо именно у него, а не у собственника.

При этом согласно положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

Статья 17.1
1. Заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

Продолжение ответа

Из изложенных выше положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что заключение договора субаренды государственного имущества возможно только по результатам конкурса или аукциона.

Но из данного правила существуют исключения, а именно в том случае если имущество передавается в субаренду лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов (п. 16, ч.1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, Вы вправе сдать арендованное имущество без проведения торгов, но с согласия арендодателя — ФГУП.

С уважением, Алексей.

Воронину С.В.

В своем ответе Вы ссылаетесь на часть 4 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» которая утратила силу с 05.01.2012 и в настоящий момент не применяется.

Поэтому, на нее нельзя опираться при даче консультации.

Консультация юриста бесплатно

Частью 4 статьи 17.1. Федерального закона РФ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, от 26 июля 2006 года предусмотрено, что лицо, которому предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены, и составлять более чем двадцать квадратных метров.

Таким образом, сдача имущества, арендованного у ФГУП, в субаренду возможна, но при следующих условиях:

— имеется согласие собственника имущества на сдачу в субаренду;

— площадь сдаваемого в субаренду имущества более 20 квадратных метров;

— общая площадь, сдаваемого в субаренду имущества, не может превышать десять процентов площади помещений, переданных в аренду.

ФАС России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся применения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.
Разъяснения ФАС России от 05.06.2012 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203)» .
Сообщается, в частности, что:
заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции;
организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с единственным участником торгов, единственным заявителем (в случае соответствия заявки на участие в торгах, поданной единственным заявителем, требованиям, установленным документацией о торгах, в том числе требованиям к участникам торгов) на условиях, предусмотренных документацией о торгах;
минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является один день;
неразмещение информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров на официальном сайте торгов будет являться нарушением «Правил проведения конкурсов или аукционов. «, статей 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, что в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции является основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Субаренда муниципального имущества без торгов

Одним из приоритетов экономической политики современного государства, в том числе и России, является создание условий, при которых развитие малого и среднего бизнеса должно создать базу стабильного развития всей отечественной экономики. Это выражается не только в принятии законов на федеральном или местном уровне, но и выполнении конкретных шагов с тем, чтобы у тех, кто только думает заняться бизнесом или уже имеет свое дело, был доступ к приобретению материальных активов на льготных условиях.

Среди этих мер есть такие, как субсидирование ставок кредитов, предоставление возможности участвовать в государственных и муниципальных тендерах по закупке услуг и товаров. Одной из эффективных мер в этом направлении, является создание торговых площадок и соответствующей нормативной базы, на основе которых малый предприниматель может приобрести имущество или оборудование непосредственно от государственных и муниципальных организаций и предприятий государственного (муниципального) сектора.

Как правило, такое имущество предоставляется по двум главным каналам:

  • Первый — это участие предпринимателей и частных лиц в конкурсных торгах, где выставляется на продажу имущество, объекты недвижимости (см. Торги муниципальной недвижимостью), земельные участки и права на их использование.
  • Второй метод — это предоставление муниципального имущества в аренду или субаренду без проведения подобных конкурсов, на основе прямого заключения договора или сдача муниципального имущества в субаренду без торгов.

В первом случае (субаренда муниципального имущества с торгов) более менее понятны процедуры и площадки, на которых можно, участвуя в конкурсе, получить в собственность или во временное владение любое государственное или муниципальное имущество. Что же касается получения права без конкурсной аренды, то здесь имеется существенный пробел в понимании того, как происходят такие процедуры, как в техническом плане так, и в каких правовых рамках они происходят.

В этой статье будет рассказано о том, как предоставляется муниципальное имущество на праве аренды без проведения конкурсных торгов, какая нормативно правовая база для этого существует, и что нужно сделать, чтобы получить имущество муниципального образования в право пользования для ведения бизнеса или для частных нужд.

Правовая база арендных отношений для муниципального имущества

Чтобы сложилось правильное и четкое понимание того, как получить муниципальное имущество в аренду (субаренду), нужно в первую очередь знать, на какой правой базе строятся такие отношения между местными органами власти (как собственником имущества) и потенциальным арендатором, будь это обычное частное лицо или предприниматель. Основополагающим нормативно правовым документом, регламентирующим именно эту модель отношений между муниципалитетом и арендатором, является ФЗ № 53 от 2015 года.

Частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства. Причем здесь прямо указывается, что это возможно для всех типов отношений за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это касается и тех случаев, когда бизнес связан с такими видами деятельности, как осуществление добычи и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Кроме этого, ФЗ № 53 дает четкое определение тех видов бизнеса, которые в принципе не могут участвовать в арендных отношениях имущества муниципалитетов, которое предоставляется на праве без конкурсного заключения договора аренды (субаренда муниципального имущества с торгов регулируется ФЗ 44 и ФЗ 223)

В частности, арендатором не могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства:

  • являющиеся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • являющиеся участниками соглашений о разделе продукции – т.е. осуществляющие предпринимательскую деятельность в области экспортных и импортных поставок.
  • осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • являющиеся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых – песчаные или щебеночные карьеры).

Как видно, существуют довольно серьезные ограничения для некоторых видов бизнеса, которые не могут рассчитывать, не только на льготные условия аренды муниципального имущества, но и даже на право заключения таких отношений. Кроме этого специализированного законодательного акта, прямо регламентирующего арендные отношения между муниципальными органами власти (как собственника) и арендаторами, существуют и соответствующие статьи в кодифицированных законодательных актах, непосредственно касающиеся вопросов подобных арендных отношений.

Это, например, трактовка договора субаренды, который является одним из видов договора аренды, и поэтому к нему применяются все статьи главы 34 ГК РФ. В ст. 615 ГК РФ сказано, что арендатор имеет право сдать арендованное им имущество в поднаём, но при этом получив письменное согласие собственника имущества.

Согласие может быть выражено, как отдельным документом, например, дополнительным соглашением к договору, так и прописано отдельным пунктом в самом договоре аренды.

Также следует упомянуть и о таких правовых актах, регулирующие отдельные формы арендных отношений:

  1. регистрация договора аренды происходит в соответствии с Федеральным Законом от 13.07.2005 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
  2. Сдача в субаренду государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Какое имущество, и на каких условиях, можно арендовать у муниципалитетов

С общей точки зрения законодательства, оно не устанавливает закрытого перечня того, какое именно имущество может быть взято в аренду у муниципального образования.

Как показывает российская практика, то таким имуществом, чаще всего выступают:

  1. объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию, в том числе и земельные участки. Также сюда входят права аренды части береговой линии водоемов или земель, имеющих особый статус (водно охранный или рекреационный). В некоторых случаях, по такому имуществу обязательны торги и муниципальное имущество для арендатора реализуется через конкурсные процедуры.
  2. различное имущество, принадлежащее муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления — это может быть автотранспорт и различное оборудование.

В большинстве случаев — это все же факторы, связанные с арендой малым бизнесом объектов недвижимости, принадлежащие муниципалитетам. Например, торговые помещения в муниципальном торговом центре или земельные участки, предоставляемые на праве аренды фермерам.

На каких условиях арендуется муниципальное имущество

Муниципальное имущество, которое может быть взято в аренду у собственников без проведения торгов, имеет три формы договорных отношений. Иногда субаренда определенных видов муниципального имущества предполагает торги.

Особенно, если это касается реализации имущества муниципальных предприятий — банкротов. Тогда торги даже для аренды или субаренды должны проводиться обязательно.

  1. Лизинг — предоставление имущества на правах аренды с последующим переходом имущества в полную собственность арендатора. Обычно такое имущество относится к классу транспортных средств и оборудования. В частности, могут передаваться в лизинг муниципальные коммуникации или даже целые предприятия коммунального хозяйства.
  2. Прокат — наиболее редкая форма предоставления муниципального имущества в аренду. Обычно это связано с сезонным характером бизнеса, когда, например, муниципальные игровые площадки или аттракционы городского парка, сдаются в аренду на некоторый срок предпринимателям.
  3. Договор найма. Это форма арендных отношений относится к тем видам использования муниципального имущества, когда предпринимателю нужно использовать в течение короткого периода времени объекты недвижимости или оборудование. Например, это найм муниципального автотранспорта для перевозки пассажиров на какое – ни будь массовое мероприятие, или найм актового зала школы для проведения какого- нибудь коммерческого или общественного мероприятия.

Все арендные отношения заключаются с составлением формального договора аренды. Договор аренды является основным договором, а договор субаренды — второстепенным. То есть, договор поднайма не может быть заключён на срок, превышающий срок договора аренды.

Если договор субаренды заключается на срок более 1 года, то он подлежит государственной регистрации в органах Росреестра. Но, во избежание недоразумений, рекомендуется регистрировать договор даже в том случае, если срок его действия не достигает 1 года.

Передача в субаренду муниципального имущества или государственной недвижимости возможна при выполнении следующих условий:

  • у арендатора есть согласие собственника на заключение сделки
  • площадь сдаваемого в поднаём имущества не менее 20 кв. м
  • общая площадь имущества, которое сдаётся в субаренду, не превышает 10% от общей площади всего сданного в аренду муниципального имущества

Что нужно для того, чтобы заключить договор аренды муниципального имущества без проведения торгов

В российском законодательстве существуют разнообразные нормы и требования для заключения различных гражданско — правовых договоров.

Договор аренды муниципального имущества, в принципе, в этом плане не особо отличается и ниже будет приведен общий порядок того, что нужно для того, чтобы заключить такой договор с муниципалитетом (или муниципальным предприятием).

Для заключения договора аренды арендатор должен предоставить арендатору муниципального имущества следующие сведения о себе (для юридических лиц, в том числе и ИП):

  • Выписку банковских реквизитов — этот документ должен быть подписан руководителем юридического лица, а также главным бухгалтером

  • Выписку из реестра юридических лиц — этот документ подтверждает, что арендатор является реальным действующим предприятием, и на момент заключения сделки, не находится в стадии ликвидации, реорганизации или банкротства. Срок действия выписки — не более 30 календарных дней

  • Документ, который разрешает представителю (если таковой присутствует при заключении договора) подписывать документы – это либо доверенность, либо выписка из приказа компании, подписанная руководителем, имеющего право подписи.

  • Регистрация сделки в «Росреестре». Регистрировать договор на сдачу в наём или аренду муниципального имущества нужно в том случае, если срок его действия превышает 1 год.
  • регистрация договора субаренды государственного и муниципального имущества происходит в те же сроки, которые установлены для всех других договоров, подразумевающих передачу вещных прав на недвижимость. Это 10 — ти дневной срок с момента подачи полного пакета документов в территориальное подразделение Росреестра.

По окончании регистрации субарендатору выдаётся на руки выписка из ЕГРП, подтверждающее, что его законное право пользования данным помещением зарегистрировано в установленном порядке. Срок действия такой выписки — 30 дней с момента выдачи.

К этому также нужно добавить, что если все копии документов, а также сами экземпляры договоров будут заверены у нотариуса, то срок регистрации сделки сокращается до 3-х дней, так как отпадает необходимость в правовой экспертизе. Если есть вопросы или не хватает каких-либо документов, регистрация права приостанавливается до тех пор, пока эти вопросы не решатся, а недостающие документы не будут представлены.

Здесь нужно напомнить, что если договор субаренды недвижимого имущества расторгается до истечения срока, на который он был заключён, то арендатор обязан предупредить субарендатора не менее чем за 1 месяц.

В заключение

Остается только добавить, что использование муниципального имущества на арендных и субарендных отношениях все больше входит в российскую деловую практику. Этим с одной стороны муниципалитеты имеют возможность избавится от непрофильных активов, и в какой – то мере, пополнить свой местный бюджет, а с другой стороны – предприниматели могут получить имущество на более льготных условиях, чем, если бы они его приобретали или арендовали на обычном рынке.

Последствия сдачи имущества в субаренду без согласия арендодателя

Организация арендовала имущество и сдавала его в субаренду. А через какое-то время обнаружила, что по условиям договора она не имела права это делать. В договоре был прямой запрет арендодателя на сдачу имущества в субаренду. Выясним юридические и налоговые последствия несогласованной субаренды для всех участников сделки.

Гражданско-правовые последствия

Арендодатель вправе проверить, как его имущество используется арендатором. Узнав о нарушении своего запрета на субаренду, арендодатель может оформить акт проверки. Как правило, этот документ составляется комиссией из представителей компании-арендодателя при участии арендатора. При этом представителю арендатора необходимо поставить в акте свою подпись. В случае его отказа подписать акт проверки арендодателю следует зафиксировать в акте этот факт. На основании акта проверки арендодатель направляет арендатору письменное предупреждение (уведомлени е) ст. 619, п. 2 ст. 452 ГК РФ с требованием:

  • в определенный срок расторгнуть договор аренды и вернуть имущество;
  • выселить субарендатора и использовать имущество в соответствии с условиями договора.

Если арендатор выполнит требования, то на этом последствия для него могут и закончиться. Но если мирным способом урегулировать вопрос не удастся, спор может быть передан на рассмотрение суда. Какой иск предъявит арендодатель в суд, зависит от того, хочет ли он прекратить договорные отношения с нерадивым арендатором вообще или же ему достаточно выселить субарендатора.

ВАРИАНТ 1. Арендодатель намерен прекратить договорные отношения с арендатором

Тогда арендодатель может:

  • обратиться в суд с требованием о досрочном расторжении договора аренды на основании того, что арендатор существенно нарушил условия этого договор а п. 3 ст. 615, ст. 619 ГК РФ .

Если в договоре аренды сразу предусмотреть такое основание для одностороннего отказа от договора, как нарушение арендатором того или иного условия договора (в нашем случае — нарушение запрета на сдачу в субаренду), то арендодатель может отказаться от исполнения договора аренды в любой момент без обращения в суд п. 3 ст. 450, ст. 619 ГК РФ; п. 27 Информационного письма Президиума ВАС от 11.01.2002 № 66 .

Если вы арендовали помещение под магазин, а потом сдали его в субаренду… под магазин, то подмену, возможно, и не сразу заметят

Последствиями расторжения договора аренды будет возврат арендатором и, соответственно, субарендатором имущества арендодател ю статьи 301, 303 ГК РФ . Арендные платежи, уплаченные арендатором до момента расторжения договора, арендодатель не возвращае т п. 4 ст. 453 ГК РФ ;

  • потребовать от арендатора уплаты штрафа, если он был предусмотрен договоро м п. 1 ст. 330 ГК РФ ;
  • потребовать от арендатора возмещения убытков, например ущерба, причиненного имуществу арендодател я п. 5 ст. 453, ст. 622 ГК РФ .

Суды в основном требования арендодателей о расторжении договора аренды удовлетворяют, если соблюден досудебный порядок урегулирования спора, то есть направлено предупреждение (уведомлени е) Постановления ФАС ДВО от 06.03.2014 № Ф03-278/2014; ФАС УО от 27.06.2014 № Ф09-3668/14; ФАС ЦО от 22.10.2012 № А35-9341/2011 .

Таким образом, невнимательность арендатора к условиям договора может обернуться для него значительными материальными издержками и прочими неприятностями, связанными с досрочным возвратом имущества.

ВАРИАНТ 2. Арендодатель хочет выселить субарендатора

Если же арендодателю будет достаточно только выселить субарендатора, не расторгая при этом договор аренды, то он может обратиться в суд с требованием о признании договора субаренды между арендатором и субарендатором недействительным и возврате имущества арендатор у п. 2 ст. 167, п. 1 ст. 173.1, пп. 2, 3 ст. 615 ГК РФ . Суд в этом вопросе поддерживает арендодателя и удовлетворяет его требования, а также обращает внимание на то, что субарендатор должен знать о необходимости получения согласия арендодателя и при заключении договора ему нужно проявлять осмотрительност ь Постановление 18 ААС от 15.09.2014 № 18АП-9711/2014 .

В случае если договор субаренды будет признан недействительным, субарендатор будет обязан возвратить арендатору (субарендодателю) арендованное имуществ о п. 2 ст. 167 ГК РФ . При этом арендатор (субарендодатель) не должен возвращать субарендатору полученные им платежи, так как они являются платой за фактическое пользование имущество м Постановление ФАС МО от 08.07.2014 № Ф05-6553/2014 .

Налоговые последствия

А теперь рассмотрим последствия несогласованной аренды, если ее выявили налоговики. Больше всех в описанной нами ситуации рискует субарендатор. На первый взгляд, нет ничего страшного в том, что он учитывает при налогообложении прибыли субарендные платежи. Ведь отсутствие согласия арендодателя является нарушением гражданского законодательства, а не налогового. Но налоговики на местах могут отказать субарендатору в признании налоговых расходов по договору субаренды и в вычетах НДС с субарендных платежей, так как согласие собственника помещения на передачу имущества в субаренду обязательн о п. 2 ст. 615 ГК РФ . В такой ситуации субарендатору, вероятнее всего, придется отстаивать свою позицию в суде. Но есть судебное решение в пользу налогоплательщик а Постановление ФАС МО от 03.06.2013 № А40-68327/12-107-375; п. 11 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 .

Претензии налоговиков к арендатору маловероятны: контролерам невыгодно считать сделку с субарендатором недействительной и уменьшать налогооблагаемые доходы арендатора.

В налоговом учете арендатора затраты по претензиям арендодателя отражают так. Если договор аренды будет расторгнут и арендатору придется выплатить арендодателю упущенную выгоду, то такие расходы рискованно учитывать при расчете налога на прибыл ь Письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-03-10/25645 . А суммы штрафа по договору и возмещения реального ущерба можно будет включить во внереализационные расход ы подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ . При этом размер реального ущерба должен быть подтвержден документально.

Арендодателю все полученные в результате расторжения договора аренды средства (компенсации, упущенную выгоду, штрафы и т. п.) нужно включить во внереализационные доход ы п. 3 ст. 250 НК РФ . А вот НДС с этих сумм начислять не надо, так как они не связаны с оплатой услуг по аренд е подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ .

Общие положения аренды применимы и к лизинг у ст. 625 ГК РФ . Для передачи предмета лизинга в сублизинг нужно письменное согласие лизингодател я п. 2 ст. 8 Закона от 29.10.98 № 164-ФЗ . А без него лизингодатель может потребовать досрочного расторжения договора и возмещения убытко в п. 3 ст. 615 ГК РФ .

Разъяснения о возможности сдачи индивидуальным предпринимателем арендуемых площадей в субаренду (по запросу ИП Мухиной Л.П., вх. № 16857-11 от 24.11.2011г. )

Уважаемая Любовь Васильевна!

На Ваше обращение (вх. № 16857-11 от 24.11.2011г.) о даче разъяснений по вопросу возможности сдачи индивидуальным предпринимателем арендуемых площадей в субаренду Пермское УФАС России сообщает следующее.

1. Пермское УФАС России не обладает полномочиями по разъяснению действующего антимонопольного законодательства. В соответствии с п. 1.3. Приказа ФАС РФ от 21.12.2007 г. №442 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» ФАС России осуществляет государственную функцию по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

Тем не менее, Пермское УФАС России полагает возможным обозначить свое мнение по поставленному Вами вопросу.

2. Согласно ч. 1, 3 ст. 17.1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.

Лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров (ч. 4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с п. 5 Разъяснений ФАС России от 10.09.2010г. по применению ст. 17.1 Закона о защите конкуренции часть 4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на договоры субаренды, перенайма и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, по которым права и обязанности между сторонами возникли с 23.07.2009 г. – даты вступления в силу ч. 4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, заключение договора субаренды после 23.07.2009г. возможно с согласия собственника без проведения торгов, если общая площадь передаваемых в субаренду помещений составляет не более 20 кв.м.

Законодатель четко разграничил порядок предоставления государственного и муниципального имущества в пользование (владение), в том числе по договорам аренды по итогам торгов и порядок передачи государственного и муниципального имущества лицами, являющимися арендаторами данного имущества в субаренду, перенаем третьим лицам не находящимся в гражданско-правовых отношениях с органом государственной власти или органом местного самоуправления.

В соответствии с Приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010г. (вступил в силу 07.03.2010г.) «О порядке проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества (т.е. и договора субаренды), и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Согласно пункту 4 Правил проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества (приложение к Приказу ФАС России № 67 от 10.02.2010г.) организатором конкурсов или аукционов являются:

при проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», — собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее – собственник), или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (т.е. арендатор).

В соответствии с п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои прав и обязанности третьему лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование.

При этом к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, арендатор с согласия собственника, являясь организатором торгов, вправе передать имущество в субаренду на основании результатов торгов.

3. По вопросу проведения нового конкурса на право аренды арендуемого Вами помещения Пермское УФАС Росси излагает свою позицию, подтвержденную арбитражной практикой.

Так, ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе:

на основании международных договоров РФ (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу.

Данная норма является императивной (т.е. безусловной).

Частью 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции (т.е. федеральным законом) установлено, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Вы, как индивидуальный предприниматель подпадаете под условия, регламентированные данной статьей Федерального закона в случае, если:

— являетесь субъектом малого предпринимательства;

— не подпадаете под перечень субъектов малого предпринимательства, в отношении которых имеются ограничения по предоставлению государственной поддержки, а также не осуществляет добычу и переработку полезных ископаемых;

— договор аренды недвижимого и движимого имущества заключен до 01.07.2008г. и является непрерывным;

— основания для досрочного расторжения договора аренды, предусмотренные гражданским законодательством (например, просрочки уплаты арендной платы, использование имущества не по назначению и пр.) – отсутствуют.

Тот факт, что имущество было передано Вам в аренду на основании аукциона, не может иметь правового значения, поскольку договор аренды заключен Вами в 2007г., т.е. до 01.07.2008г.

Согласно письма Минэкономразвития РФ от 01.04.2011г. №Д05-951 право заключения на новый срок до 1 июля 2015 г. без проведения торгов договоров аренды, указанных в ч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства, не является реализацией преимущественного права арендатора, а представляет собой ограниченное во времени исключение из общего требования об обязательности проведения торгов при заключении договоров с определенной категорией субъектов гражданского оборота.

Таким образом, при наличии вышеперечисленных условий, у Администрации г. Кунгура отсутствуют основания для проведения конкурса и отказа Вам в пролонгации договора аренды помещений по адресу: г. Кунгур, ул. К.Маркса, 4.

Руководитель управления Д.Н. Махонин

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector