10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИП оказывает транспортные услуги юридическому лицу

Особенности оформления транспортных услуг ИП

Валерий Молчанов, Сергей Родюшкин эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автотранспортные перевозки, зачастую в собственности находится несколько автомобилей. При этом не всегда есть четкое разделение на те, что используются исключительно для предпринимательской деятельности и те, что используются в личных целях. Поэтому оформление такой деятельности вызывает множество вопросов: нужно ли «переводить» транспортные средства с физического лица на ИП, какие документы нужно оформлять для контрагентов и т.п.

Регистрация транспортных средств

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП) — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
На основании ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях.
Таким образом, само по себе получение статуса ИП не обособляет часть имущества гражданина, поскольку факт государственной регистрации в качестве ИП не «создает» его как новое отдельное лицо с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина по-прежнему является деятельностью самого гражданина.

Следовательно, предприниматель может использовать принадлежащее ему имущество как в предпринимательской деятельности, так и в своих личных целях.

Отметим также, что действующее законодательство не содержит определения терминов «собственность индивидуального предпринимателя» или «служебный транспорт».
Кроме того, в силу п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация транспортных средств, принадлежащих ИП, производится в том же порядке, который установлен для регистрации транспортных средств на имя физических лиц (не являющихся ИП).

Вывод: никакой перерегистрации транспортных средств, принадлежащих физическому лицу, которые он собирается использовать в предпринимательской деятельности, не требуется.

ЕНВД
Согласно п. 1, п. 3 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту жительства, и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К таким «иным основаниям» относится и предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту жительства ИП.
В частности, согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ ИП, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подают в налоговые органы заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Форма соответствующего заявления (№ ЕНВД-2) утверждена приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@ (см. также письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753).

Лицо, признаваемое плательщиком ЕНВД, подлежит постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 346.28 НК РФ, независимо от того, что оно уже состоит на учете в соответствующем налоговом органе по иным основаниям. Такого мнения в настоящее время придерживается финансовое ведомство (см. письма Минфина России от 27.09.2010 № 03-02-08/58, от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154).

Однако в отношении подачи заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД организацией или ИП в случае начала осуществления ими на территории одной и той же налоговой инспекции другого «вмененного» вида деятельности специалисты финансового органа высказывают более мягкую позицию.
Согласно ей, если ИП состоит на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления «вмененной» деятельности, повторно обращаться в эту же налоговую инспекцию с заявлением о постановке на учет в отношении нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД и осуществляемого на территории действия указанной налоговой инспекции, не требуется.

Вместе с тем законодательство не запрещает ИП уведомить налоговую инспекцию в произвольной форме о начале осуществления (ведения) нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД.

Заметим, что форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденная приказом Минфина России от 08.12.2008 № 137н, предусматривает обозначение вида предпринимательской деятельности, по которому уплачивается данный налог.

Поэтому полагаем, что ИП, представляя декларацию с указанием деятельности, которую он начал осуществлять (оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов — код деятельности 05), тем самым уведомляет об этом налоговый орган.
Помимо этого вышеуказанную декларацию можно сопроводить пояснительным письмом в произвольной форме.

Документальное оформление
Прежде всего отметим, что в силу ч. 13 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта1 (далее — Устав) перевозчик — это юридическое лицо или ИП, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
То есть Устав предъявляет одинаковые требования к перевозчикам — юридическим лицам и перевозчикам — ИП.

Договор перевозки и товарно-транспортная накладная
Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
При этом согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее — Постановление № 78), в том числе с применением формы № 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее — ТТН).
Согласно ч. 1 ст. 8 Устава транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (ч. 4 ст. 2 Устава).
Аналогичное правило прописано и в указаниях по заполнению формы № 1-Т. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Особый порядок оформления документов предусмотрен по договору фрахтования (ст. 787 ГК РФ).
Если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца по договору фрахтования, то согласно ч. 4 ст. 18 Устава, если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза.
Обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа установлены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Заказ-наряд заменяет транспортную накладную (ч. 3 ст. 8 Устава) и представляет собой упрощенную форму транспортной накладной, в которой не проставляются отметки о передаче груза.

К сведению
Финансовые и налоговые органы считают, что в случае, когда доставка осуществляется силами сторонних организаций, наличие ТТН является обязательным.
Так, в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 разъяснено, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только при наличии оформленной ТТН по утвержденной форме № 1-Т (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 № 20-12/92786, от 18.10.2006 № 20-12/92228).

Вывод: организация-грузоотправитель обязана составить ТТН, которая и будет являться первичным документом для учета расходов на услуги перевозчика (письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2008 № 20-12/070321).

Акт приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ)
Налоговые органы в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228 указали, что для признания транспортных расходов для целей исчисления налога на прибыль организации, помимо ТТН, необходим также акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ).
Акт на оказание услуг не является унифицированной формой первичных документов. Однако он может служить первичным учетным документом при наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В письме УФНС России по Хабаровскому краю от 09.06.2008 № 16-15/12712@ также сообщено, что наличие ТТН по форме № 1-Т, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным как для отправителя груза, так и для его получателя. При этом наличие ТТН по форме № 1-Т не исключает по усмотрению сторон договора оформления акта приемки-передачи услуг грузоперевозок.

Путевые листы
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава запрещено осуществление перевозок пассажиров и грузов без оформления путевого листа на транспортное средство. Формы путевых листов грузового автомобиля утверждены Постановлением № 78.
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику (письмо ФНС России от 21.08.2009 № ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров»).
При этом, как указано в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228, если по условиям заключенного договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с ТТН является путевой лист грузового автомобиля.
Если за услуги по перевозке взимается фиксированная плата, наличие отрывных талонов для подтверждения расходов необязательно.
Наряду с Постановлением № 78 в настоящее время действует приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», далее — Приказ № 152.

Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, их применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (раздел II » Обязательные реквизиты путевого листа», письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Таким образом, ИП в своей деятельности могут использовать путевые листы, разработанные самостоятельно. Вместе с тем путевые листы должны содержать основные реквизиты, предусмотренные Приказом № 152 (наименование и номер путевого листа, сведения о сроке его действия, информация о транспортном средстве, его собственнике (владельце) и водителе).
В то же время наличие путевых листов перевозчика не является обязательным условием подтверждения реальности понесенных организацией расходов. Так, в соответствии со ст. 2 Устава под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Иными словами, подтверждает расходы перевозчика.

Для организации же основанием признания расходов на транспортировку грузов будут служить ТТН, заказ-наряды, акты приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ). Копии путевого листа ИП, оказывающего услуги, иметь необязательно.

В заключение напоминаем, что организационно-правой статус перевозчика (ИП или юридическое лицо) не влияет на порядок оформления документов при перевозке грузов.

Заказываем услуги перевозки грузов у ИП: какие требовать документы, чтобы не было претензий со стороны налоговиков

Организация, находящаяся на общей системе налогообложения и занимающаяся строительством, регулярно обращается к ИП с просьбой о предоставлении услуг по транспортировке груза. Договор на транспортные услуги с данным ИП отсутствует. Заявка ИП на оказание услуг по транспортировке груза подается в устной форме. ИП осуществляет грузоперевозки на транспорте, который находится в его собственности, патент на грузоперевозки у него отсутствует. В актах, которые ИП представляет организации, указаны наименование и стоимость предоставленной услуги. Путевые листы также отсутствуют. Должны ли в данном случае отношения между сторонами быть закреплены договором? Есть ли риск у организации при учёте данных транспортных расходов, оформленных таким образом, в расчёте по налогу на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Отношения между организацией и индивидуальным предпринимателем в рассматриваемой ситуации должны быть закреплены договором перевозки грузов, который должен быть заключен в простой письменной форме.

В данном случае нельзя исключать риска предъявления претензий налоговыми органами относительно правомерности признания организацией расходов на перевозку грузов при формировании налогооблагаемой прибыли вследствие их ненадлежащего документального подтверждения.

Гражданско-правовые аспекты

В соответствии с п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального оформления.

По общему правилу сделка в письменной форме совершается путем составления документа, выражающего ее содержание, и подписания его сторонами (п. 1 ст. 160 ГК РФ). На практике такой документ также именуют договором.

Однако необходимо различать договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, оформленное в устной или письменной форме (договор-сделка), и договор как подписанный его сторонами документ, выражающий содержание такого соглашения (договор-документ).

Договор в письменной форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ), так и путем принятия (акцепта) письменного предложения заключить договор (оферты) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, то есть путем совершения лицом действий по выполнению указанных в оферте условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Перевозка грузов осуществляется на основании одноименных договоров, в силу которых перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 784, п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила закреплены и в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта): заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

Иногда судьи рассматривают транспортную накладную как единственный документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом в том смысле, который придает этому договору законодатель в п. 2 ст. 785 ГК РФ (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 N 08АП-8448/11).

Таким образом, составление и выдача отправителю груза оформленной в установленном порядке транспортной накладной означает, что между перевозчиком и грузоотправителем заключен договор перевозки груза в простой письменной форме. Дополнительно составлять и подписывать отдельный документ, выражающий условия перевозки («договор перевозки»), в этом случае необязательно, хотя и возможно.

Кроме того, договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя (ч. 5 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Полагаем, что в этом случае заказы и заявки должны оформляться в письменной или электронной форме.

Налог на прибыль организаций

Расходы на приобретение транспортных услуг у индивидуальных предпринимателей в зависимости от их характера могут быть учтены организацией при формировании налогооблагаемой прибыли или в составе материальных расходов, или в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 6 п. 1 ст. 254, пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ), при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности при условии, что они подтверждены документально. В противном случае организация не сможет учесть расходы на перевозку грузов при расчете налогооблагаемой прибыли (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Предъявляя требование о документальной подтвержденности затрат, нормы главы 25 НК РФ не определяют конкретного перечня документов, необходимых для признания в налоговом учете расходов на услуги по перевозке грузов, устанавливая лишь, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (абзац четвертый п. 1 ст. 252 НК РФ).

Учитывая также положения ст. 313 НК РФ и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), можно прийти к выводу о том, что основанием для ведения налогового учета главным образом являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Соответственно, полагаем, что организация может претендовать на включение в расчет прибыли, подлежащей налогообложению, расходов на услуги по перевозке грузов, если они подтверждены первичными учетными документами (смотрите также письма Минфина России от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24663, от 14.12.2011 N 03-03-06/1/824).

Как правило, факты оказания услуг удостоверяются документами, составляемыми исполнителями и подписываемыми сторонами договора.
В настоящее время индивидуальный предприниматель может самостоятельно определить состав и формы первичных учетных документов, которыми будут оформляться факты оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, письмо Минфина России от 11.12.2014 N 02-06-05/64022, информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). При этом формы таких документов должны удовлетворять требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Как следует из условий рассматриваемой ситуации, таким первичным учетным документом в данном случае является акт оказанных услуг, в связи с чем считаем, что при надлежащем оформлении указанный документ может являться основанием для признания организацией в налоговом учете расходов на услуги по перевозке грузов. Подтверждают это и положения абзаца третьего п. 2 ст. 272 НК РФ.

При этом сам по себе факт наличия у организации акта оказанных услуг полностью не ограждает ее от налоговых рисков в случае признания транспортных расходов при формировании налоговой базы. Поясним, чем могут быть обусловлены такие риски.

Налоговые риски

Следует учитывать, что содержание акта оказанных услуг должно не только формально отвечать требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, но и свидетельствовать о реальном оказании организации услуг по перевозке и факте несения ею соответствующих расходов (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 21.03.2011 N Ф10-740/2011 по делу N А23-3022/10А-13-146).

Судьи неоднократно исходили из того, что акта оказанных услуг, не содержащего сведений, детально характеризующих транспортную операцию, и не устанавливающего реальность ее совершения, недостаточно для подтверждения расходов на перевозку груза автомобильным транспортом (смотрите, например, определения ВАС РФ от 21.01.2013 N ВАС-14647/12, от 25.04.2012 N ВАС-4429/12, постановления ФАС Центрального округа от 23.01.2013 N Ф10-5065/12 по делу N А64-5348/2011, от 22.11.2012 N Ф10-3336/11 по делу N А54-5660/2010, ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2012 по делу N А05-8135/2011).

Реальность осуществления перевозки грузов в данном случае наряду с актом могут удостоверять, например, надлежащим образом оформленные:

1. Транспортные накладные (смотрите, например, письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@).

Учитывая, что транспортная накладная по умолчанию не является первичным учетным документом, ее отсутствие в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, не может однозначно свидетельствовать о невозможности признания организацией расходов на перевозку грузов, но с высокой долей вероятности приведет к возникновению налогового спора;

2. Путевые листы.

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава автомобильного транспорта).

Путевой лист оформляется, в том числе, индивидуальными предпринимателями на транспортные средства, используемые для осуществления перевозок грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152).

Осуществление перевозок грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается (ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).
Так, например, в путевом листе грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (ч. 5 ст. 11 Устава).

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов (Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).

Это означает, что для целей налогообложения путевой лист используется в качестве документа, обосновывающего расходы перевозчика на приобретение горюче-смазочных материалов, обоснованность начисления амортизации транспортного средства и заработной платы водителю.

Кроме того, в том случае, когда договор перевозки груза предусматривает оплату услуг перевозчика по повременному тарифу, путевой лист подтверждает и обоснованность расчетов за перевозки грузов (письмо УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92228). Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику.

Таким образом, путевой лист является первичным учетным документом преимущественно для перевозчика. Поэтому, по нашему мнению, для организации-заказчика в рассматриваемой ситуации наличие путевых листов и (или) отрывных талонов (их копий) не является обязательным для учета расходов на перевозку, ведь, как мы поняли из вопроса, за услуги по перевозке с организации взимается фиксированная плата. Однако наличие указанных документов (их копий) способствует минимизации налоговых рисков.

Данная позиция находит подтверждение и в материалах судебной практики (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 11.11.2010 N Ф09-8930/10-С2 по делу N А60-5762/2010-С6, ФАС Поволжского округа от 21.10.2010 по делу N А49-442/2010, ФАС Московского округа от 03.09.2008 N КА-А40/8214-08, от 05.07.2007 N КА-А41/6086-07, ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2008 N А05-9477/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 N Ф04-3677/2008(6731-А46-26), от 05.03.2007 N Ф04-231/2007(31203-А70-25)).

В то же время есть и примеры судебных решений, в которых судьи посчитали, что необходимым условием для подтверждения транспортных расходов заказчика является наличие, в том числе, путевых листов (смотрите, например, постановления Восточно-Сибирского округа от 09.12.2009 по делу N А33-15933/2008, ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А55-14580/07);

3. Заявки на перевозки, акты сверки расчетов и иные документы.

Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2010 по делу N А53-1962/2010 достаточными доказательствами выполнения перевозки суд посчитал заявки и акты с указаниями количества рейсов, цены рейса, фамилии водителя, осуществлявшего перевозку, марки и номера автомобиля, подписанные сторонами без замечаний к качеству оказанных услуг, платежные поручения о частичной оплате оказанных услуг (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2010 N Ф07-11409/2010 по делу N А42-8914/2009, от 29.04.2010 N Ф07-1290/2010 по делу N А05-6342/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2010 по делу N А17-8322/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2010 по делу N А63-2767/2010, ФАС Уральского округа от 13.07.2010 N Ф09-5214/10-С5 по делу N А76-12705/2009-2-755, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2010 по делу N А27-21652/2009, ФАС Дальневосточного округа от 24.11.2009 N Ф03-6328/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 N 18АП-1900/2009).

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, в частности в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 1, пп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом переход на указанный специальный налоговый режим осуществляется предпринимателями добровольно (п. 2 ст. 346.44 НК РФ). Соответственно, предприниматель, оказывающий услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, может и не иметь патента на осуществление этого вида деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

19 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ЕНВД работа с юр.лицами в сфере транспортных услуг

Да, Вы вправе применять ЕНВД, это следует из Письма Минфина №03-11-11/35542

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2014 года N 03-11-11/35542
Вопрос:
Индивидуальный предприниматель стоит на учете в качестве плательщика ЕНВД, ОКВЭД 60.24 — деятельность автомобильного грузового транспорта. Может ли он оказывать свои услуги юридическим лицам? Других видов деятельности у него нет. Может ли такой предприниматель, оказав услуги юридическим лицам в качестве подтверждения оплаты наличными выполненных услуг, выдавать им соответствующие бланки строгой отчетности?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке применения положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и на основании полученной информации сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются главой «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 784 ГК РФ предусмотрено, что перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
Исходя из пункта 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Таким образом, в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по договорам перевозки грузов, заключенными с юридическими лицами, может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Вопросы, касающиеся использования контрольно-кассовой техники, регламентированы Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона установлено, что контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
Если деятельность, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится к услугам населению, то согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона могут применяться бланки строгой отчетности.
Из изложенного следует, что индивидуальный предприниматель-налогоплательщик единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, оказывающий услуги по перевозке грузов юридическим лицам, не вправе использовать бланки строгой отчетности.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
Р.А.Саакян

Какую форму налогообложения выбрать ип оказывающему транспортные услуги

Тем, кто задумал открыть свое дело, интересно знать, как оказывает транспортные услуги ИП, налогообложение при этом виде деятельности. У индивидуальных предпринимателей, занимающихся транспортными перевозками, может быть в наличии несколько единиц автотранспорта.

Бизнесмен может использовать являющееся его собственностью имущество как для производственной деятельности, так и в личных нуждах. Никакой перерегистрации автомашин, находящихся в собственности физлица, которые он планирует применять в своей деятельности, не потребуется.

Какую схему налогообложения выбрать ип для транспортных перевозок

Транспортные услуги ИП: налогообложение. Предпринимателю, оказывающему транспортные услуги, можно избрать одну из налоговых систем: ЕНВД, УСН или патент.

Этот принцип утвердило Министерство финансов Российской Федерации.

Различия между данными режимами:

  • ЕНВД применяется как для юридических лиц, так и для бизнесменов, а патентная система и УСН – лишь для бизнесменов;
  • при ЕНВД невозможно использовать более 20 автотранспортных средств, тогда как при использовании патентной схемы или УСН подобных рамок не имеется.

Какими могут быть налоги ИП, транспортные услуги? У бизнесмена, выбравшего УСН или патент, нет полномочий иметь более 5 нанятых сотрудников.

Транспортные услуги – единственный из типов работ, где доступны и ЕНВД, и патентная система, и упрощенная система налогообложения.

В ситуации, когда региональная власть принимает решение внедрить 2 режима в отношении транспортных услуг, бизнесмены могут выбрать тот или иной порядок. В то же время применять одновременно “вмененку” и патентную систему или УСН нельзя.

Так как предприниматель встречается с выбором системы налогообложения, ему правильнее сразу же установить, в каком режиме он эффективнее сбережет на необходимых сборах в госбюджет.

Все эти ситуации можно заранее продумать в различных вариантах, так как физические показатели, базисные доходы и ставка налогов определены для единого налога на вмененный доход на федеральном уровне.

Есть особенные принципы в отношении типов деятельности как для “вмененки”, так и для патентной системы или УСН. Объем потенциально вероятного годового дохода патентного бизнесмена никак не может быть выше значения вмененной базисной доходности в отношении определенного типа деятельности, умноженного на 30.

При наибольшей налоговой нагрузке патентная схема и УСН для налоговой оптимизации лучше, нежели ЕНВД. При большем числе автотранспортных средств патент или УСН были бы еще лучше, так как сумма “вмененки” увеличивалась бы, а стоимость патента сохранилась бы постоянной.

Подводя итог, можно сказать, что каждый бизнесмен в связи со своей деятельностью способен предварительно рассчитать тот или иной порядок: “вмененка”, либо патент, либо УСН. Достоинством считается то обстоятельство, что в 2 последних вариантах сумма, подлежащая выплате в госбюджет, никак не зависит от реальной прибыли бизнесмена.

Бизнесмены, оказывающие транспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, должны вставать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговой инспекции по месту регистрации бизнесмена.

Если местом регистрации бизнесмена считается муниципальное образование, для транспортных услуг не используется “вмененка”.

Бизнесменами, подлежащими постановке на учет в лице плательщиков ЕНВД, в течение 5 дней с начала реализации предпринимательской деятельности на ЕНВД подается в налоговые органы обращение. Форма надлежащего заявления (ЕНВД-2) утверждена законодательством.

Если ИП находится на ЕНВД согласно участку осуществления «вмененной» работы, в таком случае заново писать заявление в налоговую о постановке на учет в отношении нового типа деятельности не нужно. Одновременно с этим закон не воспрещает индивидуальному предпринимателю известить налоговую в свободной форме о реализации нового вида своей деятельности доступной для уплаты ЕНВД.

Форма налоговой декларации по ЕНВД для некоторых видов услуг указывает обозначение типа предпринимательской работы, согласно которой уплачивается этот сбор. По этой причине ИП, представляя декларацию с предписанием деятельности, которую он стал осуществлять (предоставление автотранспортных услуг по транспортировке грузов – шифр деятельности 05), тем самым информирует об этом налоговую инспекцию.

Документальное оформление

Перевозчиком может быть юридическое лицо или ИП, взявшие на себя долг перевезти пассажиров и осуществить доставку груза по договору. Завершение заключения договора перевозки подтверждается созданием и передачей отправителю багажа транспортной накладной.

В результате бизнесмены, которые привозят грузы покупателю, могут выбрать, облагать ли долю выручки от реализации по общим указаниям или же убрать ее из налоговой базы по НДФЛ и НДС и оплатить ЕНВД.

Бизнесмен, оказывающий транспортные услуги и перешедший на ЕНВД, в отношении прибыли, полученной при эксплуатации транспорта, используемого до этого в данном виде деятельности, уплачивает сборы, согласуясь с единой системой налогообложения.

В результате грузоотправитель составляет ТТН, являющуюся первичным документом для учета расходов перевозчика.

Акт на оказание услуг не является одной из унифицированных форм первичной документации. Однако присутствие ТТН по форме № 1-Т не исключает составление акта приемки-передачи по оказанию услуг грузоперевозок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector