261 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли госслужащий быть учредителем ООО

Вопрос юристам ( госслужба и ООО)

Надо как-то двигаться дальше и ищу варианты зарабатывания денег.
Вариант -1 планирую поступать на государственную службу ( есть местечко как раз по специальности).
Но являюсь учредителем ну и Зам.Ген.директора (до кучи) общества с ограниченной ответственностью. Мне бы не хотелось продавать свою долю другому лицу. Могу ли я оставаясь учредителем ООО поступить на госслужбу?
Из 273-ФЗ вычитал: Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Но что это такое «доверительное управление» так и не понял.
Дело в том что нашему ООО задолжала одна фирма крупную сумму ,которую не выплатила по исполненному контракту. И часть этой суммы все-таки моя. Сейчас идет судебное разбирательство и мы его выиграли но эти черти подают апелляцию (хотя знают заведомо что продуют). короче еще полгода не меньше.
И я боюсь что уйдя из состава учредителей (возможно, не факт но лучше перестраховаться) я не увижу заработанных мной денег.
И вариант -2 открыть ИП — но насколько я понял оставаясь учредителем ООО и открыв ИП в данном случае ООО автоматически не может являться субъектом малого предпринимательства (что в нашем случае не есть гуд)

Переоформите свою долю на лицо, которому полностью доверяете.
С должностью Зам.ГД придется расстаться в любом случае.
Это если по-правильному.

С другой стороны, кто проверит наличие записанных на Вас долей? В теории возможно, на практике — малореализуемо. Если только кто-то специально не «сольет» информацию.
Но я бы советовал идти по правильному (первому) пути.
Ну а что суд присудит, то и получите независимо от занимаемой должности. Вот в отсутствие тонкостей взаимоотношения Вас как участника ООО и должника иной позиции не имею.

согласно 79-ФЗ ген. директором вам быть нельзя, учредителем можно, если это не приводит и не может привести к конфликту интересов (ст.17, п.1,2). что делать в последнем случае — вы сами написали

цитата: С другой стороны, кто проверит наличие записанных на Вас долей? В теории возможно, на практике — малореализуемо. Если только кто-то специально не «сольет» информацию.
забываете про декларацию о доходах госслужащего, в которой он все сам обязан указать. проверяется на раз

цитата: Originally posted by idv1:

забываете про декларацию о доходах госслужащего, в которой он все сам обязан указать.

При устройстве на работу?
Да и много кто у нас чего обязан, только не делает. И остается при своих.

цитата: Originally posted by idv1:

проверяется на раз

Подскажите, как?

цитата: Originally posted by idv1:

согласно 79-ФЗ ген. директором вам быть нельзя, учредителем можно, если это не приводит и не может привести к конфликту интересов (ст.17, п.1,2). что делать в последнем случае — вы сами написали

ОСУ является высшим органом управления коммерческой организации, т.е. прямой запрет согласно первого же подпункта статьи 17 упомянутого закона.
В случае с ООО участник всегда будет входить в орган управления этого ООО.

А что такое «доверительное управление»? как я понял : не выходя из состава учредителей я «доверяю» кому-то вести за меня дела и соблюдая закон в данном случае у налоговой ко мне никаких вопросов. (только фигня какая-то выходит в данном случае. )

цитата: При устройстве на работу?
да, вместе с анкетой заполнялись декларация и справка, по крайне мере раньше так было. сейчас, по-моему, остался только один документ и называется он справка, но суть та же

цитата: Подскажите, как?
запрос в налоговую в ходе проверки перед заключением служебного контракта

цитата: ОСУ является высшим органом управления коммерческой организации, т.е. прямой запрет согласно первого же подпункта статьи 17 упомянутого закона. В случае с ООО участник всегда будет входить в орган управления этого ООО.
На платной основе? В законе запрет распространяется только на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией на платной основе. Иначе тогда какой смысл в п.2 ст.17?

цитата: Originally posted by idv1:

На платной основе? В законе запрет распространяется только на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией на платной основе. Иначе тогда какой смысл в п.2 ст.17?

Участник получает профит от ком.деятельности организации, в органы управления которой он входит. Суть участия в коммерческой организации — получение прибыли от деятельности этой организации.
А подпунктом 2 установленые иные ограничения,связанные с запретом на совмещение (быть в составе органа управления — это не работа по трудовому контракту или гражданско-правому договору).

цитата: планирую поступать на государственную службу ( есть местечко как раз по специальности).Но являюсь учредителем ну и Зам.Ген.директора (до кучи) общества с ограниченной ответственностью. Мне бы не хотелось продавать свою долю другому лицу. Могу ли я оставаясь учредителем ООО поступить на госслужбу?
Проблемы епические чувствую я
Как член комиссии по урегулированию конфликта интересов, спрашиваю: Зачем Вам ЭТО?!

цитата: Изначально написано Gurian II:

Проблемы епические чувствую я
Как член комиссии по урегулированию конфликта интересов, спрашиваю: Зачем Вам ЭТО?!

Элементарно- основная работа фирмы это работа с гос.заказчиком и бюджетом соответственно.
На следующий год работы не будет бюджет попилили, новые ПП приняли . да здравствует Крым и ТД.(если и будет работа то настолько мало, что и заниматься этим не хочется) а семейство кормить нужно.
С нашим государством чтобы содержать ООО с подобным родом деятельности и платить все налоги нужно набрать за год не меньше 5 мил. руб. заказа и получать зарплату в 35 тыс рэ.
В этом году еле-еле наскребли в следующем ХЗ .
Есть мысль вообще продать ООО с 5ти летним «стажем работы» и забыть как страшный сон (надоело . еНтому дай. тому откати . а сам без штанов оставайся! Я так не умею ,а главное не хочу)

цитата: Элементарно- основная работа фирмы это работа с гос.заказчиком и бюджетом соответственно.
На следующий год работы не будет бюджет попилили, новые ПП приняли . да здравствует Крым и ТД.(если и будет работа то настолько мало, что и заниматься этим не хочется) а семейство кормить нужно.
С нашим государством чтобы содержать ООО с подобным родом деятельности и платить все налоги нужно набрать за год не меньше 5 мил. руб. заказа и получать зарплату в 35 тыс рэ.
В этом году еле-еле наскребли в следующем ХЗ .
Есть мысль вообще продать ООО с 5ти летним «стажем работы» и забыть как страшный сон (надоело . еНтому дай. тому откати . а сам без штанов оставайся! Я так не умею ,а главное не хочу)

Не думаю, что это выход.
Будете получать столько же, а геморрою — в разы больше.
На откаты надежды нету — если только не хочите сесть.
У нас бывшие бизнесмены долго не выдерживают — уж поверьте.
Даже наш брат-юрист побывав в адвокатах или фрилансером, вернувшись на госслужбу тоскует.
Эт я не то чтобы отговариваю — так предупреждаю.

Насчёт Вашей темы:

Теоретически —
на работу зам директором:
— нужно согласие работодателя;
— составление рабочего графика (чтобы госслужба не совпадала с подработкой)
— решение комиссии об отсутствии конфликта интересов (которую вы должны САМИ известить)
— указание в декларации дохода (если она будет — у меня нет )

по учредительству:
— указание в декларации (если есть)
— решение комиссии об отсутствии конфликта интересов либо передача своей части ООО в оперативное управление (обычно органу по управлению гос.имуществом)

— Долбание вас каждый год по вопросу доходов, отлучек и постоянное подозрение в коррупции.
— вы первый подозреваемый у прокуратуры при проверках
— порядка передачи в доверительное управление на федеральном уровне не разработано, на региональном — кто куда
— принуждение к продажи своей доли
— зависть и сплетни в коллективе
— практически ежегодный вызов и глумление на комиссии

вот кстати, пример
цитата: Карьера рязанской чиновницы может рухнуть из-за квартиры на Татарской улице (03.12.2014)

Рязанская прокуратура распространила пресс-релиз, в котором приводится факт реагирования оного ведомства на нарушения требований антикоррупционного закона ‘О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам’.

Сотрудники надзорного органа выявили несостыковку в финансовой отчётности одного из сотрудников рязанской городской администрации. Начальник сектора в одном из отделов администрации сообщила о покупке в 2013 году квартиры за 3 с лишним миллиона рублей. Между тем, по данным прокуратуры, в год покупки она заработала 1300000 рублей (в среднем более 100 тысяч рублей в месяц).

На интерес прокуратуры она ответила, что деньги она взяла из сбережений прошлых лет и наследства, полученного ей в 2005 году. Однако же документально подтвердить факт наследства 9-летней давности госслужащая не смогла.

Тогда прокуратура направила в адрес и.о. главы администрации Рязани представление об устранении нарушений законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности. Согласно закону, должностные лица за это правонарушение должны быть уволены с государственной или муниципальной службы. Пока реакции и.о. главы в отношении Светланы Рожковой (по сообщению Рязанского Городского Сайта) не последовало.

Может ли госслужащий быть учредителем ООО

Согласно п. 1 ст. 7 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ учредителями ООО могут быть граждане и организации.

В п. 2 ст. 24 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ сказано, что НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, если результаты такой деятельности служат достижению целей, поставленных НКО изначально.

НКО может реализовывать товары и услуги, приобретать и продавать ценные бумаги, участвовать в хозяйственных обществах.

Таким образом, НКО может быть учредителем ООО, цель которого если не тождественна цели НКО, то помогает в ее достижении.

Иностранный гражданин или иностранная организация — учредитель ООО: возможно ли это

Условия предпринимательской деятельности иностранных граждан и организаций указаны в законе «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.

Согласно ст. 6 указанного закона иностранный инвестор вправе осуществлять инвестиции в любой не запрещенной законодательством РФ форме. В т. ч. вносить их в уставный капитал коммерческой организации.

Порядок внесения уставного капитала иностранцем такой же, как и для граждан РФ. При регистрации общества или своего участия в нем иностранная организация должна представить в ФНС выписку из хозяйственного реестра или иной документ, подтверждающий наличие у организации статуса юридического лица в стране создания.

Может ли стать участником ООО субъект РФ, муниципальное образование, МУП или бюджетное учреждение

В п. 2 ст. 7 закона № 14-ФЗ сказано, что государственные органы и органы местного самоуправления учредителями ООО быть не могут. Однако допустимы установленные законом исключения, например:

  • создание ООО муниципальными органами для решения местных вопросов (ст. 68 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ);
  • участие в обществе в форме бюджетных инвестиций, представляющих собой целевые взносы в уставный капитал (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ).

Может ли депутат быть учредителем ООО

Ответ на этот вопрос вы найдете в законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ» от 08.05.1994 № 3-ФЗ (подп. «в», «г» п. 2 ст. 6).

Согласно указанным нормам депутат Госдумы не может заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности, связанной с управлением хозяйственным обществом, в т. ч. в работе общего собрания ООО.

Может ли ООО выступить учредителем другого ООО

Ограничений для ООО с точки зрения создания другого ООО на сегодняшний день не имеется, кроме одного.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 7 закона № 14-ФЗ ООО с одним участником не может создать другое общество с единственным участником.

Последствием для такого учредителя и нового ООО может быть их признание взаимозависимыми лицами.

Условия признания организаций взаимозависимыми перечислены в ст. 105.1 НК РФ. В частности, таким условием является наличие у одного общества доли в 25% и более в уставном капитале другого, а также иных способов повлиять на решения, принимаемые зависимым обществом.

Сделки взаимозависимых организаций контролируются налоговыми органами в порядке, определенном в ст. 105.14 НК РФ.

Имеет ли право учредитель работать на государственной службе

Может ли госслужащий быть учредителем ООО? Однозначный ответ на этот вопрос дан в п. 3 ч. 1 ст. 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ: нет, не может.

В указанной норме содержится запрет госслужащим заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, в т. ч. участвовать в управлении ООО.

Действие этой статьи распространяется и на военнослужащих (закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Если учредитель ООО — адвокат, эта норма его не касается, поскольку он не является госслужащим.

Данная позиция закреплена в Обзоре дисциплинарной практики по состоянию на 21.03.2005. В нем приводится извлечение из заключения и выводов квалификационной комиссии по вопросу, является ли нарушением нахождение адвоката в составе учредителей ООО.

Согласно п. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ адвокат не может вступать в трудовые отношения в качестве работника. Однако участник общества не имеет статуса его работника, поэтому правонарушения как такового не происходит.

Таким образом, статус адвоката и госслужащего совершенно различен, что позволяет адвокату учреждать юрлица и участвовать в них, тогда как для госслужащего такая деятельность находится под запретом.

В отношении каждого из специфических субъектов гражданского оборота ответ на вопрос о правомочности их участия в ООО необходимо искать в профильном законодательстве.

Может ли гос.служащий быть учредителем или директором АНО?

Может ли гос.служащий (человек работает в региональном министерстве) быть учредителем или директором АНО (Автономная некоммерческая организация)? или какой либо другой орг-правовой формы некоммерческих организаций?

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащему запрещается

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией

Вывод: госслужащий субъекта РФ может участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если ему поручено участвовать в управлении этой организацией нормативным правовым актом субъекта РФ.

Так же может участвовать в управлении:

    — жилищного кооператива;
    — жилищно-строительного кооператива;
    — гаражного кооператива;
    — садоводческого кооператива;
    — огороднического кооператива;
    — дачного потребительского кооператива;
    — товарищества собственников недвижимости;
    — профсоюза.

Это я всё читал. Но в моем случае речь про АНО — Автономную некоммерческую организацию, которая не ставит своей целью извлечение прибыли.

Согласно п.16 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащему запрещается

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации

Вывод: отсутствует запрет на вхождение госслужащему в состав органа управления автономной некоммерческой организации.

В соответствии Федерального закона от 12.12.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономная некоммерческая организация (АНО) является юридическим лицом совершающее хозяйственную деятельность и тем самым является хозяйствующим субъектом.

Таким образом согласно п.16 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащему запрещается участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (АНО).

Так всё-таки, может или нет?

В соответствии Федерального закона от 12.12.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» руководящим органом АНО является общее собрание учредителей АНО. Правление АНО избирается общим собранием учредителей на определенный срок. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого общим собранием.

1. Госслужащему запрещено быть учредителем АНО.Учредитель участвует в управлении АНО.

2.Директор в АНО отсутствует. Осуществляет руководство АНО председатель выбранный из числа учредителей.

Учредителем может? Нет

Директором может? Нет

Консультация юриста бесплатно

служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 17 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). ООО является коммерческой организацией (ст. 66 ГК) вне зависимости от факта получения прибыли. Если он стал учредителем на момент нахождения на службе, то в случае любой проверки сведений он может не только быть уволен, но и подвергнуться другим видам ответственности. Если он собирается стать служащим, он должен передать в доверительное управление любому субъекту в обычном порядке, предусмотренном ГК (глава 53). Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через своих доверенных лиц. Более того, он обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций, в том числе в ООО. Аналогичное правило содержится и в Законе РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» относительно муниципальных служащих. Исходя из смысла данной статьи видно, что законодатель все же допускает участие в ООО государственных служащих, при условии передачи ими своей доли в уставном капитале общества в доверительное управление.

Елена, причем здесь ООО? Я спрашиваю про АНО — Автономную некоммерческую организацию, которая не ставит своей целью извлечение прибыли.

Может ли госслужащий быть учредителем ООО

Может ли в России госслужащий быть официальным учредителем ООО? В средствах массовой информации четкий ответ на этот вопрос отыскать довольно затруднительно. Здесь в основном утверждается, что подобного рода действия чиновникам запрещены. Между тем все не так однозначно. Давайте разберемся в нюансах отечественного законодательства.

Общие сведения

Любое общество с ограниченной ответственностью – это всегда коммерческая структура. Подобное определение мы без труда находим в 66-й статье Гражданского кодекса. Проще говоря, его деятельность нацелена прежде всего на извлечение дохода.

На основании вышесказанного СМИ делают однозначный вывод: пребывающий на службе не имеет права становиться учредителем, по крайней мере, в тот период, пока исполняет должностные обязанности. Указывается, что при выявлении подобного факта чиновника привлекут к ответственности или, в лучшем случае, только уволят.

Когда же гражданин только планирует начать карьеру на государственной гражданской службе, он должен обеспечить заблаговременную передачу своей доли любому другому физическому или юридическому лицу в доверительное управление. Порядок осуществления данной процедуры расписан в 53-й главе ГК.

Что в этих утверждениях является правдой? Разберемся далее.

Разрешается ли госслужащим учреждать ООО

Как муниципальным, так государственным служащим, никто не запрещает становиться учредителями ООО, ибо законодательство не предусматривает за данное деяние какой-либо ответственности. Как видим, в этом средства массовой информации ошибаются.

Правы СМИ в том, что причитающая государственному служащему доля в бизнесе должна передаваться в обязательном порядке в доверительное управление. Тем, кто решится проигнорировать указанное требование законодательства, грозит, в худшем случае, лишь дисциплинарная ответственность.

Законодательство

Обо всех существующих на сегодняшний момент запретах сообщается в 79-м Федеральном законе, введенном в действие еще в июле 2007 года. Этот нормативный акт регламентирует деятельность гражданской службы в России. Конкретно о нашем вопросе говорится в 16-17 статьях названного документа.

Тем не менее ни в упомянутом законе, ни в каких-либо иных актах нет запретов на учреждение субъектов хозяйственной деятельности или участие в их работе. При этом даже поверхностное прочтение 17-й статьи 79-го ФЗ (2 часть) и ст. 11 273-го ФЗ («О коррупции») позволяет убедиться, что чиновник вправе владеть долями в капиталах тех или иных коммерческих организаций.

Проще говоря, сам по себе факт наличия в собственности части ООО не рассматривается как законное основание для принятия мер дисциплинарного характера в отношении чиновника.

Тем не менее это далеко не все – учредитель субъекта экономической деятельности рискует в период пребывания на государственной (муниципальной) службе столкнуться с невозможностью выполнять возложенные на него обязанности требующимся образом из-за имеющихся конфликтов интересов. Именно по этой причине он и должен побеспокоиться о передаче собственности в доверительное управление.

О том, что такое конфликт интересов, мы узнаем из того же 79-го закона. Здесь, в частности, сообщается – речь идет о ситуациях, когда личная вовлеченность служащего в деятельность коммерческого предприятия может оказать влияние на:

  • осуществление им полномочий;
  • беспристрастность;
  • объективность решений.

Под личной заинтересованностью законодательство понимает возможность:

  • извлекать определенные доходы в виде ценного имущества, прав на него, услуг или наличных денег;
  • получения преимуществ для себя, близких родственников, организаций с коими имеются материальные связи.

Об этом говорится в 79-м законе, а точнее, в его 19-й статье (3-я часть).

К близким родственникам принадлежат:

Как уже ранее отмечалось, главным смыслом создания ООО является извлечение прибыли. Соответственно, любой учредитель общества имеет право принять участие в ее распределении. Это, в свою очередь, приносит ему доход. Важный момент – его размер не имеет никакого значения.

Гражданину, поступившему на госслужбу, открывается конфиденциальная информация. Человек же получает гипотетическую возможность влиять на решения, принимаемые тем органом, где он трудоустроен.

Все это дает основание полагать, что участие чиновника в работе ООО потенциально приводит к образованию конфликта интересов. Избежать последнего позволяет своевременная передача активов в доверительное управление.

Как следует из 79-го закона (16-я статья, 1-я часть), при игнорировании запрета и неисполнении обязанностей, предусмотренных в 273-м законе, гражданин не может пребывать на госслужбе. Здесь работодатель (или его законный представитель) обязаны принять все необходимые меры для предотвращения конфликта интересов либо его урегулирования. Меры для этого предусмотрены разные, но наиболее действенная из них – отстранение от должности.

Может ли в РФ госслужащий быть учредителем других организаций

В 16-й статье 79-го ФЗ сообщается, что государственный служащий не вправе занимать должности в неправительственных иностранных организациях. То есть он не может состоять в их:

  • органах управления;
  • наблюдательных (попечительских) советах;
  • других руководящих структурах.

Исключением являются случаи, предусмотренные в отечественном законодательстве.

В то же время государственному служащему не возбраняется становиться соучредителем или участвовать в управлении различных кооперативов:

  • гаражный;
  • строительный;
  • жилищный;
  • садоводческий;
  • потребительский;
  • дачный и пр.

Аналогично разрешено чиновникам работать в:

  • официально действующих профсоюзах;
  • товариществах собственников жилья.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector