0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что входит в государственный кадастр отходов

Статья 20. Государственный кадастр отходов

Комментарий к статье 20 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

Комментируемая статья определяет порядок ведения государственного учета отходов по их видам, объектам размещения и технологиям использования и обезвреживания.

1. На основании Постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 “О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов” федеральные органы власти организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий в себя три составляющих:

– федеральный классификационный каталог отходов;

– государственный реестр объектов размещения отходов;

– банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. N 786 (далее – ФККО) и представляет собой кодифицированный перечень образуемых в процессе деятельности на территории Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.

ФККО содержит перечень отходов с указанием кода каждого из них. Код состоит из тринадцати цифр, первые восемь из которых используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая – для кодирования агрегатного состояния и физической формы (0 – данные не установлены, 1 – твердый, 2 – жидкий, 3 – пастообразный, 4 – шлам, 5 – гель, коллоид, 6 – эмульсия, 7 – суспензия, 8 – сыпучий, 9 – гранулят, 10 – порошкообразный, 11 – пылеобразный, 12 – волокно, 13 – готовое изделие, потерявшее потребительские свойства, 99 – иное); одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций (0 – данные не установлены, 1 – токсичность (т), 2 – взрывоопасность (в), 3 – пожароопасность (п), 4 – высокая реакционная способность (р), 5 – содержание возбудителей инфекционных болезней (и), остальные от 6 до 22 – означают сочетание перечисленных характеристик отходов, 99 – опасные свойства отсутствуют); тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 – класс опасности не установлен, 1 – 1 класс опасности, 2 – 2 класс опасности, 3 – 3 класс опасности, 4 – 4 класс опасности, 5 – 5 класс опасности).

Следует иметь в виду, что перечень отходов является примерным и не исключает образование отходов с наименованием, не включенным в ФККО, например, под общим названием – “прочие коммунальные отходы”, “медицинские отходы”, “отходы нефтепродуктов”.

Пример: сотрудник органа госэкоконтроля был признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, совершил покушение на получение взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя, а также попустительство по службе в крупном размере в пользу ООО, которое осуществляло незаконную деятельность по обращению с мазутом, так как не имело разрешительных документов на право обращения с нефтеотходами. Суд отверг ссылку подсудимого на отсутствие в ФККО мазута как отхода и указал, что согласно протоколу испытаний лаборатории физико-химических анализов научного института содержащееся в мазутохранилище вещество не соответствует по качеству продукту “мазут”, а то обстоятельство, что мазут непосредственно не указан в ФККО, не влияет на обоснованность приговора, поскольку каталог содержит наименование прочих отходов нефтепродуктов и продуктов переработки нефти (см. Определение Верховного Суда РФ от 19 октября 2006 г. по делу N 49-006-46).

Отходы указываются с определенным (от 1 до 5) либо неопределенным (0) классом опасности, в последнем случае класс опасности должен определяться по итогам лабораторных исследований и указываться в свидетельствах и паспорте о классе опасности (см. комментарий к ст. 14).

Государственный реестр объектов размещения отходов как таковой, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов в настоящее время не ведутся.

Действуют Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49, на основании которых информация юридических лиц и предпринимателей собирается органами Росприроднадзора. Правила не распространяются на объекты размещения радиоактивных и биологических отходов, а также на выведенные из эксплуатации и запрещенные к эксплуатации объекты. Инвентаризация проводится эксплуатирующими эти объекты хозяйствующими субъектами не реже одного раза в пять лет.

Данные формируются на основании проектной документации, актов обследования объектов, иных сведений и представляют собой характеристику объекта с указанием его местоположения и эксплуатирующей организации, инвентарного номера, вместимости, площади, данных о наличии заключения госэкоэкспертизы о влиянии объекта на окружающую среду и проводимом мониторинге. Сведения обобщаются Росприроднадзором.

Информация для включения в банк об установках использования и обезвреживания отходов, используемых на территории региона и иных технологиях, собирается также территориальными органами Росприроднадзора и направляется непосредственно в Росприроднадзор.

2. Государственный кадастр отходов един для России, Правительство РФ своим Постановлением от 26 октября 2000 г. N 818 “О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов” определило орган по ведению кадастра – Минприроды России и его территориальные органы. В настоящее время, будучи уполномоченным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370” на ведение государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, сбор сведений осуществляет Росприроднадзор на основании представляемой территориальными органами (управлениями Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации) информации, получаемой от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Определение процедуры ведения государственного кадастра отходов находится в компетенции федеральных органов, иные органы регионального и местного уровня не вправе определять правила ведения государственного кадастра отходов, правила предоставления сведений для его составления. Порядок его ведения определил уполномоченный Правительством орган – Минприроды России – своим Приказом от 30 сентября 2011 г. N 792 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов”, однако последний вступит в силу, когда будет отменено вышеназванное Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818. Поэтому в настоящее время процедура ведения государственного кадастра отходов продолжает осуществляться в усеченном виде по старой схеме (см. комментарий к п. 1 настоящей статьи).

С введением в действие Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 процедура ведения кадастра существенно не изменится, будут исключены, в том числе из ФККО, биологические и медицинские отходы, которые в настоящее время здесь значатся, действие названного Приказа также не будет распространяться и на радиоактивные отходы, правоотношения по обращению с перечисленными отходами уже в настоящее время не регламентируются комментируемым Законом вообще.

Также новым Приказом будут упорядочены процедуры ведения государственного реестра объектов размещения отходов (по аналогии с правилами инвентаризации в настоящее время) и банка данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов, код отхода в ФККО будет состоять из 11 цифр, девятый и десятый знаки 11-значного кода будут использоваться для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов, а одиннадцатый знак – для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

3. Полномочия по ведению регионального кадастра отходов реализуются органами государственной власти регионального уровня. И порядок ведения регионального кадастра отходов, и реализация самой процедуры являются компетенцией исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок ведения регионального кадастра отходов может определяться как высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, то есть главой администрации (губернатором), либо администрацией или правительством (в регионах существуют различные формы управления), так и специально уполномоченным в области охраны окружающей среды органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Им может быть в зависимости от созданной на региональном уровне структуры органов исполнительной власти комитет либо министерство. В любом случае данный орган для определения ведения регионального кадастра отходов должен быть наделен правом издания нормативно-правовых актов в регулируемой сфере правоотношений. Полномочие ведения регионального кадастра отходов закладывается в положении об этом органе.

Читать еще:  Что такое дирекционный угол в кадастровой выписке

Так, на территории Волгоградской области действует Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Волгоградской области, который реализует функцию по ведению кадастра на основании Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15 ноября 2007 г. N 1932 “О ведении регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области”.

Региональный кадастр отходов представляет собой свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления в области обращения с отходами производства и потребления на территории региона.

Сведения для ведения регионального кадастра отходов предоставляют органы местного самоуправления и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, эти сведения должны быть достоверными и сопоставимыми со сведениями, содержащимися в государственном кадастре отходов.

Используются данные сведения для принятия управленческих решений, например для решения о рекультивации исчерпавших свой ресурс объектов размещения отходов и определения мест для наиболее выгодного с точки зрения экологической безопасности строительства полигонов и мусороперерабатывающих комплексов.

Региональный орган осуществляет сбор, накопление и систематизацию данных в области обращения с отходами производства и потребления на территории региона, анализирует состояние в области обращения с отходами производства и потребления, в ходе которого выявляет существующие закономерности в целях разработки управленческих решений, эффективность которых также оценивается в ходе сбора и анализа получаемых сведений для ведения кадастра. Собранная информация является открытой и доступной для граждан и организаций, местных органов власти.

Специальный уполномоченный орган в регионе по ведению кадастра помимо сбора и формирования сведений составляет ежегодные отчеты об обращении с отходами производства и потребления на территории области и предоставляет по запросам заинтересованных лиц информацию.

Сведения для формирования регионального кадастра отходов собираются и обновляются на основе инвентаризационных, научно-исследовательских и проектно-изыскательских материалов, результатов специальных обследований, а также иных источников информации, содержащих достоверные данные об отходах производства и потребления, например данных проводимого мониторинга влияния объектов размещения отходов на окружающую среду.

При этом, как и на федеральном уровне, ведутся региональный классификационный каталог отходов как перечень отходов и потребления, образующихся в Волгоградской области; региональный реестр объектов размещения отходов – свод систематизированных сведений по объектам размещения отходов производства и потребления на территории Волгоградской области; банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов – свод систематизированных сведений по отходам и технологиям переработки, использования и обезвреживания конкретных видов отходов производства и потребления.

Региональный классификационный каталог отходов соотносится с федеральным классификационным каталогом отходов.

В региональном реестре объектов размещения отходов учтены все объекты размещения отходов, расположенные в регионе, включая места временного накопления (хранения) отходов. Здесь под временным накоплением отходов подразумевается не хранение отходов на территории производственных площадок до 6 месяцев, а более длительное хранение отходов. Так, зачастую, на местном уровне производится выделение мест сбора отходов в поселениях для последующей транспортировки на полигоны. Такие места также подлежат учету, так как являются местами хранения отходов 3 и более лет.

Данные составляются на основании инвентаризации объектов размещения отходов, проводимой на административных территориях, учитываются санкционированные объекты размещения отходов и несанкционированные. Классификация данных объектов осуществляется по типу, виду размещения отходов, наполняемости и категории опасности для окружающей среды.

В кадастре указываются сведения о балансодержателе со ссылкой на правоустанавливающие документы на землю и кадастровый номер участка с категорией земли, сведения об эксплуатирующей организации и Ф.И.О. руководителя, о площади, занятой под места хранения и захоронения отходов; оценки заполнения и наличия свободных объемов в местах хранения и захоронения отходов; оценки условий и состояния мест хранения и захоронения отходов и степени влияния их на окружающую среду, их соответствие экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам, наличии у собственника объекта размещения отходов или эксплуатирующей его организации лицензии на право обращения с отходами.

К сведениям в табличном варианте для наглядности прикладывается карта-схема размещения объекта с указанием границ населенного пункта, рядом расположенных водных объектов, балок, зданий и дорог.

Как виды учитываются:

– полигоны для захоронения промышленных и бытовых отходов;

– объекты для размещения отходов на длительный срок (более трех лет);

– несанкционированные свалки, то есть не имеющие полный пакет разрешительных документов.

В кадастре отходов не учитываются скотомогильники, рекультивированные/законсервированные объекты и стихийные свалки отходов, являющиеся местами захламления административных территорий.

Банк данных об отходах и о технологиях ведется на основании информации, представляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых внедрены технологии использования и обезвреживания отходов.

Государственный кадастр отходов

Природные ресурсы являются главным богатством России. Чтобы регулировать их добычу и применение ведутся специальные кадастры – лесной, земельный, водный. В учётных документах фиксируется вся важная информация о природных объектах. Учитывается и мусор, производимый гражданами, организациями и предприятиями. Вся информация о циркуляции мусора заносится в государственный кадастр отходов (ГКО).

Что представляет собой кадастр отходов?

В XXI веке контроль отходов стал важнее контроля природных ресурсов. Мусора на планете стало слишком много, его негативное влияние на окружающую среду уже в ближайшем будущем может привести к экологическому коллапсу.

Экологический коллапс – это граница природного «терпения» и способности самоочищения. Продолжая засорять планету, человечество рискует переступить границу, что приведёт к гибели биосферы планеты.

Кадастр представляет собой документальный учёт загрязнений в масштабах государства.

Назначение

Кадастр отходов необходим для того, чтобы анализировать экологическую ситуацию в стране и её регионах. Он предназначен для учёта размещения и переработки мусора. Зная ситуацию, проще прогнозировать последствия и принимать правильные решения. Кадастры фиксируют:

  • какие отходы производятся в регионах;
  • количество производимого населением и предприятиями мусора;
  • информацию о производственных выбросах;
  • данные по технологиям и разработкам в направлении охраны природы;
  • уровни загрязнения и т. п.

В кадастр также входит информация о применяемых способах утилизации и обо всём, что делается для их усовершенствования.

Кадастры отходов создаются для достижения таких целей:

  1. Обеспечение контроля ситуации с мусором.
  2. Обеспечение контроля за хозяйственными субъектами, имеющими отношение к обращению с мусором.
  3. Аккумулирование данных для разработки схемы по сбору, транспортировке и утилизации мусора.
  4. Планирование схемы обращения с отходами.

Кадастр призван улучшить сложившуюся в РФ ситуацию, приведшую к резкому ухудшению экологической ситуации.

Что включает кадастр?

Описываемый документ включает в себя такие элементы:

  • классификатор загрязнений и выбросов в развёрнутом виде по классам и кодам опасности для среды;
  • базу данных полигонов и мусорных свалок, а также навозохранилищ сельскохозяйственных предприятий РФ;
  • способы обезвреживания токсичных и опасных веществ, входящих в состав мусора;
  • классы опасности, объёмы и виды производимых каждым отдельным поднадзорным предприятием отходов;
  • реестр специализированных компаний, производящих сбор, транспортировку и утилизацию опасных видов утиля, а также переработку вторсырья;
  • список организаций и ИП, чей мусор, согласно законодательству России, должен обязательно учитываться;
  • перечень документации, регулирующей мусорооборот, и лицензий компаний, дающих разрешения на обращение с отходами.

Кто занимается разработкой кадастра отходов?

Ответственность за разработку кадастра государственного уровня возложена на Министерство природных ресурсов и экологии, а также на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Все компании, у которых наличествуют стоки, выбросы или иные виды загрязнений, получают регистрационный номер. Администрация предприятий обязана регулярно сдавать отчёты по природопользованию.

В чьи обязанности входит определение порядка ведения кадастра?

Форма кадастра неизменна для всех регионов государства. Правительство России наделило федеральный орган исполнительной власти полномочиями определять порядок ведения учёта.

Читать еще:  Кадастровый паспорт на комнату в коммунальной квартире

Субъектам Российской Федерации дано право принимать самостоятельные решения о ведении кадастров отходов регионального значения. В документ вносится информация, которую предоставляют ИП и предприятия, в результате своей деятельности образующие мусор, а также органы местного самоуправления.

Сбор и оформление данных регионального значения регламентируют местные органы исполнительной власти.

Как правильно вести кадастр отходов?

Чтобы не допускать ошибок при ведении учётных документов, ответственные лица должны придерживаться порядка ведения документации, утверждённого приказом Минприроды № 792 от 30 сентября 2011 года. В приказе описывается:

  • система сбора информации об отходах;
  • как осуществляется систематизация полученных данных о составе, происхождении и размещении утиля;
  • методы обезвреживания загрязнений различных классификаций.

Важно: В приказе нет информации о том, как следует хранить и утилизировать радиоактивные, биологические и медицинские отходы.

Большая часть информации, помещённой в кадастр, находится в открытом доступе, за исключением сведений, которые не предаются широкой огласке согласно законодательству РФ.

Администрации производств, производящих промышленный или бытовой мусор, обязаны предоставлять такую информацию:

  • количество образованных отходов и загрязнений;
  • как осуществляются хранение и транспортировка утиля;
  • какие методы обеззараживания применяются;
  • данные об имеющейся лицензии на утилизацию и перевозку.

Компании, осуществляющие деятельность одновременно в нескольких регионах, должны предоставить в Росприроднадзор свои адреса, чтобы получить единый кадастровый номер.

Руководители служб могут скачать в интернете или получить в Росприроднадзоре электронную программу, позволяющую быстро формировать и отправлять отчётность.

Виды кадастров

В Российской Федерации применяется 3 вида кадастров:

Остановимся подробнее на каждом.

Государственный

Государственный кадастр отходов (ГКО) складывается из 3-х разделов:

  • классификационный каталог федерального значения по каждому отдельному классу опасности;
  • полный перечень всех российских полигонов и хранилищ;
  • справочная информация по типам отходов: методики вторичной переработки, применения, утилизации, уничтожения, захоронения и т. п.

Предусмотрена единая форма для ведения документа. Составлением и систематизацией занимается Министерство природных ресурсов страны.

Кадастры регионального значения

Данный вид документов, учитывающих отходы, формируется для обеспечения максимально полной обработки сведений. Он состоит из:

  • развёрнутого списка мусора в разрезе регионов;
  • реестра всех полигонов и хранилищ;
  • сведений об уже применяемых и недавно разработанных технологиях по утилизации отходов;
  • базы данных компаний, занимающихся перевозкой и обеззараживанием мусора.

Сводный

Данный вид документации создан для регионов, в которых предприятия отчитываются местным властям. Данные из регионального кадастра передаются в отделы Минприроды и экологии РФ регионального значения, а затем вносятся в сводный кадастр. В нём аккумулируется информация об отходах, кроме радиоактивного, биологического и медицинского мусора.

Формы сдачи отчётности по кадастру отходов

Региональное Министерство экологии и природопользования разрабатывает форму отчётности. Она должна включать:

  • 2-ТП (отходы);
  • лимиты производства и хранения мусора;
  • расчёты затрат на размещение мусора;
  • копию документа с информацией о производственных процессах и объёмах производства и обо всех изменениях, произошедших в течение последнего года;
  • письмо со списком предоставленных отчётов и бумаг.

Контролирующие органы принимают отчётность после проверки. Факт сдачи фиксируется в специальном журнале.

Лицензии для перевозки и утилизации

1-4-ые класс отходов представляют опасность не только для среды, но и для людей, которые работают с данными видами утиля. Руководства предприятий, предоставляющих услуги по перевозке и обезвреживанию отходов, должны иметь лицензию на совершаемый вид деятельности. Работа без лицензии карается штрафом.

Данные о действующих в регионах лицензиях фиксируются в кадастровой документации.

ДПИООС: что это?

Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПИООС) был организован в 2000 г. Данному ведомству даны полномочия осуществлять экологическую экспертизу мусора. Проводится она регулярно в различных регионах на гос. уровне.

Для чего требуется отчетность?

Длительное время в России не фиксировались данные об отходах и их утилизации. Это привело к тому, что экологическая ситуация вышла из-под контроля властей и начала резко ухудшаться.

Документация, которая ведётся по системе, единой для всех регионов страны, и учитывающая всё, что имеет отношение к отходам, позволяет оценить сложившуюся ситуацию и начать её исправлять. Благодаря кадастру отходов:

  • определяется способность полигонов продолжать свою деятельность;
  • систематизируется информация о производимом в стране мусоре;
  • оценивается эффективность всех этапов утилизации;
  • проводятся научные исследования с целью усовершенствования используемых методов утилизации.

Заключение

Не каждый руководитель предприятия ответственно относится к вопросу утилизации мусора. Длительное время многие компании, функционирующие на территории России, беспрепятственно отравляли окружающую среду всеми видами отходов, в том числе и крайне опасными, уже ставшими причиной заболеваний и смертей многих людей. Кадастр отходов призван взять ситуацию под контроль и исправить ошибки прошлого, из-за которых человечество приблизилось к экологической катастрофе.

Что входит в государственный кадастр отходов

Для облегчения задачи сохранения окружающей природы государство проводит различные учеты использования ресурсов. С такой целью организуются специальные кадастры (земельный, водный и др.) — ведомости о природных объектах и пользователях. Отдельной частью стоят статьи о мусоре, производственных и человеческих отходах, которые могут нанести потенциальный урон экологии. Для контроля существуют специальные документы и госструктуры — это государственный кадастр отходов и Росприроднадзор.

Для чего нужна отчетность

На территории РФ долго не было справочного документа, который бы предоставлял правдивые сведения обо всех местах размещения выбросов.

Даже само понятие «размещение выбросов» имеет двойной смысл: отходы содержат фирмы, которые занимаются переработкой и уничтожением, а также те, кто хранит их до транспортировки и утилизации. Поэтому был создан кадастр отходов — информационный документ, в котором расписаны все природоохранные мероприятия, вторичная переработка и общая политика государства в отношении экологии.

Например, проведя анализ, Росприроднадзор решил, что полигон твердых бытовых отходов превысил лимит, а это несет угрозу для окружающей среды. Департамент приостанавливает работу полигона и отправляет туда экспертную группу, затем выносит вердикт — прекратить деятельность полигона или расширить его территорию и увеличить мощность. Также может быть решено перенесение свалки на новое место. Главные задачи реестра:

  • Проанализировать, сохранить и систематизировать информацию о промышленных отходах и мусоре на территории РФ.
  • Проведение научных исследований с целью усовершенствования методик природоохраны.
  • Осуществление анализа эффективности этапов утилизации и повторной переработки.

Итак, в государственном кадастре отходов хранятся сведения о:

  • Источнике отходов, его химическом составе, качествах и классе опасности.
  • Условиях распределения остатков сырья, ТБО, схемах перевозки и уничтожения.
  • Технологиях повторной переработки, обезвреживания и уничтожения.
  • Всероссийском списке классификации выбросов.
  • Каталоге полигонов утилизации по классу опасности.
  • Отдельном списке о способах утилизации для каждой отрасли промышленности.

Все предприятия и фирмы с юридической ответственностью, а также компании малого бизнеса, которые связаны с образованием мусора, обязаны предоставлять данные, где отражаются:

  • Информация о количестве транспортировочных отходов.
  • Параметры мест их размещения.
  • Статьи, отражающие лимиты выбросов.
  • Технологии, которые применяют предприятия для переработки и утилизации мусора.

Лицензии для транспортировки и утилизации

Фирмы, функционирующие как хозяйственные предприятия, принадлежат к природопользователям. В случае если они работают по двум или больше населенным пунктам, то появляется возможность направления письма в Росприроднадзор, где будут указаны все адреса. На основании письма предприятию будет выдан единый номер регистрации, что существенно упростит ведение отчетов в кадастре.

Росприроднадзор и Госдепартамент природопользования, отвечающие за функционирование кадастра, должны разработать программу, которую направляют хозяйственникам. Раньше ее получали лично, что занимало много времени, сейчас ее можно просто скачать.

Касательно обращения с твердыми коммунальными отходами Росприроднадзор и департаменты природопользования ведут активную работу по сотрудничеству с локальными строительными комитетами и ЖКХ. Деньги на это выделяет Министерство по природным ресурсам. Отчеты должны вести:

  • Фирмы мелкого бизнеса, госорганизации и компании, расположенные по юридическому адресу, которые проводят работы по сбору и накоплению строительных и бытовых отходов.
  • Компании, занимающиеся перевозкой, обезвреживанием, перезахоронением и уничтожением мусора.
  • Фирмы, которые занимаются непосредственно сбором мусора с других компаний с целью его дополнительной переработки.
  • Органы, занимающиеся вопросом экологии, например, Росприроднадзор.
Читать еще:  Уменьшение кадастровой стоимости квартиры

Региональные госструктуры

Некоторые регионы Российской Федерации передают отчеты в кадастр каждый квартал, некоторые только раз в год. Также есть области, где организации малого и среднего бизнеса освобождаются от этой процедуры. Необходимые документы для подачи информации в природонадзорные службы:

  • Документ, который утверждает нормы при организации утиля и определенный лимит при его размещении. Он утверждается печатью соответствующих органов. Документ должны подавать большие промышленные организации, которые находятся в частных руках либо в государственной собственности.
  • Документ, который подтверждает, что технология производства не менялась и продукция выпускается в прежних объемах и составах. Его также нужно утверждать в органах власти. Документация подтверждает, что норма и лимит выбросов остались прежними.
  • Предприятия, которые оказывают негативное влияние на экологию, обязаны платить налог и прикладывать отчеты. Они отправляются в природоохранные органы, которые должны проверить данные на достоверность и вынести вердикт по принятию.
  • Компании, занимающиеся обезвреживанием, захоронением и уничтожением отходов, составляют договор, где указываются лицензионные данные — срок и дата размещения отвалов, куда предприятие сбрасывает мусор.

Документы отправляются вместе с сопровождением, написанном в 2 экземплярах. В природоохранных органах их рассматривают и ставят печать, подтверждающую, что их рассмотрели и внесли в кадастр.

Информация о размещении отходов

Существует информация, которая обязательно должна быть включена в кадастр. Обязательными в реестре считаются данные о размещении отходов, куда входят:

  • Отходы по агрегатному состоянию — мусор, гидро- и хвостоотвалы, отвалы с породами, площадки очистных конструкций.
  • Полигоны захоронений, не включающие в себя подземные.
  • Места хранения твердых бытовых отходов.
  • Выбросы промышленных и перерабатывающих предприятий.

Итак, государственный кадастр отходов включает в себя свод документов, которые содержат информацию о происхождении, количестве и качестве выбросов, о свалках и полигонах и многое другое. Также ГКО систематизирует и классифицирует собранную информацию, на основе которых и делаются соответствующие выводы.

Как проходит разработка государственного кадастра отходов

С целью сохранения чистоты окружающей среды на государственном уровне организован контроль и учет всех типов сбросов и мусора, которые образуются в процессе производственной и бытовой деятельности. Вывезенные на свалки, захороненные, хранящиеся открыто вещества, могут представлять собой опасность для природы и человека, выделяя в грунт, воду и атмосферу вредные токсичные соединения. Для планирования мероприятий по снижению нагрузки на окружающую среду необходима детальная информация о местах, количества и способах утилизации мусора. Эту задачу выполняет государственный кадастр отходов (ГКО).

Что такое Кадастр и классификационные каталоги отходов?

Документ утвержден и введен в действие ст. 20 Федерального Закона № 89 от 24.06.1998 г.

Согласно положениям данного акта кадастр содержит такую информацию:

  • Классификация отходов по степени их опасности для людей и природы.
  • Реестр расположения свалок, полигонов ТБО и прочих объектов, предназначенных для утилизации мусора.
  • Перечень технологий по уничтожению, обезвреживанию и переработке опасных веществ.
  • База данных о местонахождении, специализации и производственных мощностях мусороперерабатывающих предприятий.

В соответствии с требованиями закона, руководители предприятий должны самостоятельно определить степень опасности отходов по одной из изложенных в документе методик. Транспортировка и прием вторсырья осуществляется на основании выданного по результатам исследования вещества паспорта.

Отчетность необходима для перспективного планирования поэтапной нейтрализации вредных соединений, проектирования строительства дорог, коммуникационных систем и населенных пунктов с учетом местонахождения зараженных участков местности.

Кому необходимо сдавать сведения в кадастр отходов

В Российской федерации ведутся следующие виды кадастров:

  • Государственный (общий).
  • Региональные.
  • Сводные.

За создание и ведение КО на территории страны отвечают Росприроднадзор и Минэкологии. В крупных городах эти функции возлагаются на департаменты природопользования. Эти ведомства присваивают регистрационные номера всем юридическим лицам, использующим в своей деятельности природные ресурсы. Все руководители предприятий, независимо от принадлежности и формы собственности обязаны своевременно подавать отчеты по кадастру. В документах указывается вид, класс опасности, объем вторсырья, место и способы его утилизации.

Составление сводного кадастра отходов

К разработке кадастра отходов сводного типа привлекаются специалисты и функционеры местных органов власти, в зоне ответственности которых находится область, округ, республика. Занесенные в учеты данные используются для стратегического планирования природоохранных мероприятий в масштабах страны.

Для систематизации этой деятельности составляются такие документы:

  • Региональные постановления о порядке ведения КО.
  • Схемы расположения образующих опасные отходы предприятий.
  • Маршруты перевозки и места захоронения ТБО и ЖО.
  • Нормы и лимиты сбросов и утилизации вторсырья.

Действуя в рамках закона, органы власти имеют право вводить дополнительные меры по защите природы от загрязнения.

Ведение сводного кадастра отходов

В соответствии с положениями ГКО, отходы — это представляющие опасность твердые, жидкие или газообразные вещества, образующиеся в процессе производственной деятельности. Вторсырье подразделяются на 5 классов опасности, из которых 1-4 группы подлежат обезвреживанию, уничтожению или захоронению.

Ведение сводного кадастра представляет собой внесение дополнений и изменений по мере поступления информации, которая может относиться в ту или иную категорию сводов ведомостей.

Сведения для внесения в ГКО

Юридические лица, в зависимости от действующего на территории субъекта федерации регламента отчетности подают кадастровый отчет, в который должны включить такие данные:

  • Установленные нормы и лимиты.
  • Допустимое количество отходов, которое можно хранить.
  • Произведенный объем утиля.
  • Место сдачи сырья и методы его переработки.
  • Способы транспортировки мусора и сбросов.
  • Изменения в технологии производства и ассортименте продукции.
  • Потраченные на утилизацию средства.
  • Ссылка на номера паспортов.

В отчет может входить другая информация, если это предусмотрено региональными органами контроля над использованием природных ресурсов. Каждый отчет заверяется печатью предприятия и подписью юридического лица. После регистрации контролирующий орган ставит отметку о его принятии и внесении в базу данных.

Сроки сдачи в 2019 году

Согласно действующему законодательству, кадастровые отчеты должны подаваться один раз в год по состоянию на 31 декабря. Местные органы власти могут устанавливать в регионах свои сроки для повышения оперативности реагирования на изменения в обстановке. Так, в областях с высоким объемом производимых отходов отчеты подаются ежеквартально. При среднем уровне потребления природных ресурсов срок может составлять полгода. От подачи данных в сводный кадастр могут освобождаться представители мелкого бизнеса.

Кто должен сдавать отчет кадастр отходов

Перечень юридических лиц, которые должны подавать отчеты, определяется степенью вредности и объемом отходов производства.

По уровню загрязнения окружающей среды они подразделяются на такие классы опасности:

  1. Чрезвычайный. Ртуть, концентрированные кислоты, радиоактивные вещества.
  2. Высокий. Продукты нефтехимии, лакокрасочные материалы, соли тяжелых металлов.
  3. Умеренный. Масла и топлива, содержащие хлор пластмассы.
  4. Малоопасный. Черные и цветные металлы. Загрязненный ЛКМ строительный мусор.
  5. Неопасный. Бытовые отходы жилого сектора, бой кирпича и бетона, бумага и картон.

Отчеты обязаны подавать руководители предприятий любого уровня и права собственности, которые производят побочные продукты, относящие к 1-4 классу опасности. Категорирование проводится независимыми экспертами, имеющими государственную лицензию. По результатам экспертизы выдается паспорт, дающий право на перевозку и утилизацию вторсырья.

Кадастр отходов и потребления

Для систематизации данных и удобства пользования ГКО всем видам отходов присваивается код, состоящий из 13 цифр.

Их значение следующее:

  • 1-8 — источник происхождения продукта (строительные, медицинские, кожевенные, химические и т.д).
  • 9-10 — агрегатное состояние (жидкое, твердое, газ).
  • 11-12 — форма вредного воздействия на людей и окружающую среду.
  • 13 — класс опасности (1-4).

Ответственность за несоблюдение порядка предоставления информации

За нарушение правил и сроков предоставления информации юридические лица, представители мелкого и среднего бизнеса привлекаются к дисциплинарной ответственности. В случае возникновений тяжелых последствий виновные несут уголовное наказание.

Как подать сведения в кадастр отходов и потребления (2 видео)


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector